О Боге—Творце—(1—4), о творении мира—(5—18), о грехопадении— (19—24), о родословии Христа— (25—26), О Боговоплощении и Пресвятой Деве— (27—38), о Рождестве Христовом—(39—42), о Боговоплощении—(43—45), о Крещении Господнем — (46—49), искушение в пустыне — 50, о Новом Завете— (51—66), об антихристе— (67—69), о Евангельских заповедях— (70—88), о Христианстве— (89— 100).
1. Бог наш есть Свет, и Слово Его есть Свет, и Святый и Единосущный и Живоначальный Дух—Свет. Свет и Свет, и Свет, но один Свет.
2. Господь Творец вселенной и человека для всех нас великий Заимодавец, и мы все должники пред Ним и небо, и земля, и душа, и тело, и дыхание, чувства, разум, движение даровано нам Богом, и что воздадим Господу за все.
3. У него бездна Премудрости и какую мы можем получить пользу для души, если часто будем беседовать с Богом. Молитва есть беседа с Богом и она просвещает внутреннего человека.
4. Из величия и красоты тварей и вселенной познается Виновник и чем более мы рассматриваем великую красоту созданий, тем более приближаемся к Создателю.
5. Весь мир состоит из противоположностей, но в нем видна великая стройность ко благу нашей жизни.
6. Небеса поведают славу Божию и в творении мы созерцаем красоту, великую пользу, разумность, целесообразность Творца, Художника, Промыслителя, Хранителя, так что ни море не затопило земли, ни солнце не сожгло вещи видимые, ни небо не поколебалось, ни пределы дня и ночи не смешались.
7. Бог поставил пред людьми Свое творение, которое при посредстве одного созерцания красоты мира—всего видимого и невидимого, научало и мудреца и необразованного, и скифа, и варвара возноситься мыслию к Богу.
8. В миротворении говорится — «и бысть ветер, и бысть утро день един» (Быт. I, 5). День же Господень начинается с седьмого часа» ночи» продолжается до шестого часа следующей ночи (это время после полуночи начинается ранним рассветом на востоке=6 ч.+ 6 ч.=12, полночь и время после полуночи — рассвет).
9. В первый день Бог сотворил из несущего вещество творений, и в последующие давал форму творениям и порядок.
10. Небо как камера, как скиния, имеет начало и конец. «И соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24, 31), и стоит утвержденное.
11. «Собираяй яко мех воды морские» (Пс. 32, 7) в облака и посылается дождь (из земных вод).
12. Бог одни воды поместил внизу, другие выше свода небесного.
13. Бог поднял половину вод вверх и стала «вода яже превыше небес» (Пс. 148, 4). Небо, сгущенное из вод, было ледяное, а «вода яже превыше небес» и эти моря вод защищают последнее и противостоят пламени солнца, огню и свету, и небеса не сгорают, подобно котлу над огнем, если в котле вода — огонь удерживается и не распадается котел, так и небо уделяет земле росу (облака нет, нигде в воздухе воды нет). Говорят, что в день суда верхняя вода удалится, а небо, лишившись оплота вод, разрушится, и звезды, не имея пути, ни хода упадут. Свиется небо аки свиток «вместе и сгорая, потому что сгорающее свивается) и звезды спадут яко листвие с лозы (Ис. 34, 4).
14. Воды над небесами не только сохраняют небо, но и направляют вниз свет солнца и луны. Если бы небо было прозрачно, то весь свет устремлялся бы вверх, потому что огонь по природе стремится вверх и земля осталась бы без света. Поэтому Бог и покрыл небо сверху безмерною массою вод, чтобы свет отражался и устремлялся вниз.
15. Плоды растений, украшение земли появилось в третий день — все озарялось светом, созданным в первый день творения, когда еще не было светил. Затем из света, происшедшего в первый день, Бог создал солнце, луну, звезды (подобно тому, как из имеющегося уже куска золота чеканят монеты). Итак существовавший и единообразный свет разделен на светила, которые утверждены наверху и им указаны сроки, времена и смены дней. Луна, явившаяся в четвертый день, была полною, как в пятнадцатый день, имеющий одиннадцать лишних дней. Эти одиннадцать дней лишних, не по творению, а по свету, луна отдает солнцу, ибо число дней, получающееся по обращению луны каждый месяц девять с половиной, в двенадцать месяцев года дает триста пятьдесят четыре дня (354+ 11=365).
16. В седьмой день «ночи Бог от всех дел Своих» (Быт. 2, 2), т. е. перестал творить из небытия в бытие, а словами «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин. 5, 17) —выражается Промысл, сохранение всего существующего.
17. При создании первого человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), но «грехопадением погубил дар вдохновения и Господь, восстанавливая прежний дар, дунул в лице апостолов, возвращая тем древнюю жизнедеятельную силу.
18. Адам и Ева жили подобно Ангелам. Сотворены были бессмертными. Адам был сотворен бессмертным и по телу, л если бы сохранил заповедь, остался бы живым.
19. Грех породил смерть и скорбь—«смертию умрете» (Быт. 2, 17),—сказано Адаму; и «в болезнях родиши чада» (Быт. 3, 16)—Еве.
20. Древо названо познанием добра и зла—где испытывалось послушание и любовь к Богу, как к Источнику Добра, открывалось преступление при вере диаволу, начальнику зла.
21. Ева ранее проводила беспечальную и безболезненную жизнь. Живя в довольстве, подобно Ангелам, не чувствовала телесности от избытка благ, теперь осуждалась на печали и воздыхания, и деторождения, и страдания при этом. Потеряла Ева равночестие и стала подчинена мужу—к мужу твоему обращение твое и той тобою обладати будет—после чревоношения, болезней опять зачинает и терпит.
22. За грех Адама, что послушал жену, земля приняла проклятие и не стала давать плодов без посева и возделывания, а только при большом труде, усилии и заботах. Адам жил без скорби, трудов и печалей, теперь принял труд изнурительный и мучительный, чтобы сознавал свою природу, как сотворенную от Бога из земли. Бог не хотел этого состояния, но человек сам смертию умер, нарушив заповедь.
23. Каин ввел первый убийство, и как он поступил с лукавством, подобно змию, то и наказание одинаково со змием, ибо сказано: проклят ты от всех зверей и проклят ты от земли — сказано Каину. Отцу же его Адаму Бог положил «труд на земле проклятой в делех его» (Быт. 3, 17), т. е. излито проклятие на землю. За злое употребление телесной силы Каин наказан стенанием и трясением—расслабленностью. После греха братоубийства в тело Каина вошла болезнь — разслабление, трясение, ибо тело, лишившись силы, стало слабым, и все члены тогда, опустившись, трясутся и колеблются,
24. Тело до пришествия Христа было гробом, и мы мертвецами.
25. Готовясь призвать ко спасению всех язычников, Господь в родословии Своем удостоил быть Своими сродниками людей порочных и из иноплеменников, как Фамарь, жену Урия, Раав, Руфь, и патриархов, рожденных от рабынь. Матфей как бы хочет пристыдить иудеев и показать, что Бог не гнушается иноплеменниками, и что Он Бог всех, и всякому открывается Царствие Небесное.
26. Евангелист Матфей называет свое Евангелие книгой родства Иисуса Христа, потому что рождение Христа составляет главное во всем домостроительстве, являетя началом и корнем всех дарованных нам благ.
27. Если бы Бог не пришел, то не было бы ни веры, ни. чистой жизни, которую мы с детства приобретаем.
28. Жена прельстившись, оказалась в преступлении, спасется же она чрез чадородие Марии Девы. Она родила Спасителя от Духа Свята,
29. Когда скажет тебе иудей: как родила Дева—скажи: как родила бесплодная и состаревшаяся Сарра, Рахиль, Ревекка, Елизавета, Анна. Там два препятствия: преклонность возраста и неспособность природы, а в Деве—непричастность браку.
30. Так как не легко было поверить, что рождает Дева, то сначала рождали неплодные и престарелые жены.
31. Если спросят: как родила Дева без мужа? То спроси и их—как родил Ему Адам без жены, как произрос жезл Аарона, как падала манна с неба, как неплодная Сарра родила Исаака.
32. Дева Ева не знала радости, а Дева Богородица «от ныне», от того часа, когда сказано: «радуйся, Благодатная» (Лк. 1, 28), «Дух Святый найдет на Тя» (Лк. 1, 35), «и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус» (Лк. 1, 31), «Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21)—сказала: «Ублажат Мя вси роди» (Лк. 1, 48). До ныне уничиженную женскую природу ублажат все роды людей и Ангелов.
33. Словами «дастся книга запечатленная человеку ведущему Писания» открывается тайна о Пречистой Деве, обрученной Иосифу.
34. Матерь Божию евангелист называет Иаковлевою. Мария Дева считалась мачехой старшему Иакову, рожденной от первой жены Иосифа, и называлась Мария Иаковлева.
35. Патриарх Иаков, обращая речь ко Христу, говорит: «От леторасли, Сыне мой, возшел еси» (Быт. 49, 9), называя летораслию Деву.
36. Сын Божий по кротости избрал Себе и нам в Матерь рабу Господню, Которую ублажат все роды.
37. Ангелы тайну Воплощения называют Благоволением — слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.
38. Ты теперь поешь вместе с Серафимами—Свят, Свят, Свят—и это воззвание и наше, и Серафимовское, потому что Христос примирил небесное и земное, и «сотворил обоя едино» (Ефес. 2, 14).
39. Видим, что и солнце, и луна, и все прочие звезды идут от востока к западу, а вифлеемская звезда текла от севера на полдень, причем не ночью, а днем, иногда скрываясь, а иногда опять появлялась, указывая ясли Младенца, опускалась вниз над малой хижиной. Видимо, невидимая разумная сила совершала это движение и управляла звездой.
40. Христос, призвавши волхвов, в самом начале открывает дверь веры язычникам.
41. Господь направляет волхвов в Вавилон, а Сам идет т. е. ангельские силы, в горах, на небесах, и пришел к заблудшей взывающей: «Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего» (Пс. 118, 176), сошел, приклонив небеса.
42. Господь направляет волхвов в Вавилон, а Сам идет в Египет, показывая людям, что радости сменяются скорбями — было смущение у Иосифа о Деве, Ангел утешает его, рождается Младенец, а тут беснуется Ирод, опять радость от волхвов, затем страх от царя и бегство в Египет.
43. Господь, прикрывая Свою славу плотью, явился людям, скрывая Себя, Христос раньше говорил через пророков, а, показав Себя во плоти, Сам возвестил всем мир, примиряя нас с Богом, с Самим Собою и со своим ближним.
44. От Моисея исходила неизреченная и дивная слава, и он надевал покрывало. Так и Господь, прикрывая Свою славу плотью, явился людям, скрывая Себя.
45. Будучи истинным Сыном Божиим, Он соделался Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих соделать чадами Божиими.
46. Иисус пришел креститься в 30 лет для того, чтобы отменить закон, который Он в точности до этого исполнил.
47. С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься, ибо Он, будучи Богом, стал Человеком.
48. Знай, что хотя не видишь голубя при крещении, но Дух Святый сходит на крещаемого.
49. Иисус сошел во Иордан как Источник, омывающийся в реке, и как Рука, погружаемая в воде, ибо Он освятил воды, как и говорится: «Мене оставиша Источника воды живы» (Иер. 2, 13), «река Божия наполнися вод» (Пс. 64, 10). Ермон (Ермониил) — гора в Иорданской земле, откуда был вознесен Илия и близ нее крестился Иисус в Иордане, Иор и Дан, сливаясь, образуют Иордан.
50. После сошествия Духа Иисус был возведен в пустыню для искушения; диавол был в недоумении, зная сказанное об Иисусе, не считал Его простым человеком, а, видя Его алчущим, сомневался, что Он Сын Божий.
51. Десницею Бога пророк называет Христа, а наказанных сердцем в мудрости — апостолов Христовых, как имеющих ум Христов. Христос—Камень краеуголен—соединил разъединенные стены язычников и евреев, ангельскую и человеческую.
52. Христос дал нам Новый Завет и благодать Духа. Потерян рай, даровано небо.
53. В Евангелии Спаситель сначала сотворил дела Божественные (в Кане Галилейской, исцеление слепорожденного), а потом начат и учити. Явил Себя Светом миру, Воскресением и Жизнью, и Владыкою моря, и бесов и всего творения в чудесах и учил как Державный, власть имеющий.
54. Силы отличаются от исцелений. Одно: Иисус ходил по морю, запрещал ветрам, бури, второе: очищать прокаженных и исцелять болезни.
55. В апостольские времена язычники были грубы и им, как маловерным, давались знамения—говорение языками и другие чудеса, как залог веры, и это было для укрепления веры, а мы, верные, не нуждаемся в знамениях.
56. В начале Евангельской проповеди были многие чудеса, так что каждый уверовавший получал дар говорения на многих языках и это ради утверждения веры, а когда благочестие утвердилось—чудеса прекратились.
57. У уверовавших хорошо был укреплен корень добра — разум и воля, и видевшие чудеса и не уверовавшие показали свое развращенное сердце, закоснение во зле и намеренное отвращение от Бога.
58. «Очисти внутренне (душу) сткляницы и блюда, да будет и внешнее (тело) чисто—говорит Христос» (Мф. 23, 26).
59. Ненавидяй душу свою—значит не слушает ее пожеланий и похотей как внушений душевредных.
60. Человек некий—первозданный Адам — схождаше от Иерусалима—рая, во Иерихон—мир и в разбойники—к жестоким, лукавым демонам—впаде и язвы возложше—житейские страдания—труд, чадородие. По приключению священник некто (образ Моисеева ветхозаветного богослужения) грядый схождаше, тако же и левит (пророческое служение) мимоиде. Самарянин же—Владыко Христос, Страж душ наших, приняв плоть—милосердова дав Новый Завет, Таинства веры и всадив на свой скот—тело, Которое Он принял от Непорочной Девы—немощи наши принял и болезни понес и приведе в гостиницу—Святую Церковь. Наутро же изшед, т. е. после Святаго Воскресения, изъем два динария—Ветхий и Новый Завет—дал их гостиннику—апостолу Павлу, вручив языческий народ израненный. Егда возвращуся во второе пришествие—говорит Господь—воздам наградою за труды (Лк. 10, 30—35).
61. Отпустить грехи гораздо важнее (ибо это болезни души и возможно только Богу), чем тело исцелить. Отпущение грехов есть большее знамение.
62. Должнику талантов Бог страх увеличил угрозой, чтобы он просил о помиловании и чтобы поэтому простить его. Бог желает с тобой примириться, тебе простить, ищет твоего спасения.
63. Аще око или рука (друзья) соблазняет «усецы ю и верзи от себе» (Мф. 5, 30) —отвергни дружбу близких.
64. Приидите, возлюбленные, прославим Благословенного, чтобы самим получить от Него благословение—дети в неделю Ваий прославляли Бога и осленок во свидетельство послушания нового народа из язычников нес Создателя. Хвала младенцев и ссущих прообразовала и язычников прежде немотствовавших, а потом славу Богу Вещающих.
65. «Уста младенцев и ссущих» (Мф. 21, 15—16) славословили Бога, и это чудо было прообразом апостолов, которые будучи младенцами и безгласнее рыб, уловили всю вселенную, явив силу Божию.
66. «Осанна в вышних» (Мф. 21, 9) — вверху спасение, а внизу — человеколюбие — Спаси Ты, Который в вышних.
67. У пророка Исаии наблюдающий со сторожевой башни говорит: «Узрех всадника на осляти и всадника на верблюде»- (Ис. 21, 7). Всадник на осле изображает Христа, так как Он вошел в Иерусалим, возседая на осле; всадник на верблюде изображает антихриста, грядущего в мир в последние дни по действию диавола.
68. В стихе 43 главы 5: «Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете» — говорится в осуждение фарисеев, что они примут антихриста.
69. Антихрист возобладает только над погибающими и заградятся уста тех, которые осуждены на погибель, ибо уверуют в того, который не заповедует ничего праведного, а одно только беззаконие.
70. Если кто хулит Божественный закон, то тем более человеческий, отсюда и беспорядки в нашей жизни.
71. Цель закона—сделать человека праведным, его же и исполнил Господь, ибо Он греха не сотвори, а нам дарует оправдание верою, ибо настало время заповедей высших.
72. Правда есть исполнение заповедей.
73. Заповедь о любви к ближнему имеет такое восхождение: 1) не начинать, 2) не воздавать за обиду, 3) оставаться спокойным, терпя обиду от другого, 4) предавать себя на злострадание, 5) отдавать более нежели сколько хочет взять (и срачицу), 6) не питать ненависти, 7) любить даже обидчика, 8) благодетельствовать ему, 9) молиться Богу о нем.
74. Господь Своим учением с самым корнем истребляет гнев, пристрастие к плоти, богатству, к славе и к настоящей жизни и возводит на самое небо, ибо терпеть заушения выше, нежели быть кротким; отдавать рубашку и одежду выше, нежели быть милостивым; переносить обиды есть высшая добродетель, нежели быть праведным; сносить побои и не противиться значит больше, нежели быть миротворцем; благословлять гонящего важнее, нежели быть гонимым.
75. Многие веруют, что Христос есть Бог, однако ж не любят Его и не поступают так, как следует любящим Его.
76. Бог прославляется в теле, если не придаешься блуду, не упиваешься, не пресыщаешься, не печешься излишне о внешнем украшении.
77. Настоящая жизнь есть место борьбы со злом. Бог заповедал тебе любить врагов, а ты отвращаешься и от любящего тебя Бога.
78. Любовь есть признак учеников Христовых—любить и быть любимыми.
79. Любовь древнее вражды. В любви, как и в искании большой дороги, улови начало и оно поведет тебя.
80. Любящему свойственно не оставлять Любимого Христа, хотя бы старающиеся отвлечь нас от Него воскрешали и мертвых.
81. Бог любит нас более, нежели наши родители и любовь Божия настолько различна от любви родительской, насколько благость отстоит от лукавства.
82. Научая нас обращаться к Богу «Отче наш», Спаситель научает молиться и за всех братьев, за весь род человеческий. Этим вводится любовь—матерь всего доброго—ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчиненного, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежды, но всем Отец Небесный даровал одно благородство, 'единство чести и любви.
83. Подобает путем постоянного и чистого памятования иметь святую мысль о Боге отпечатленною в душах наших, как бы неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с Любимым Богом.
84. Апостол Павел взывал: «Ни Ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина возможет нас разлучити от любви Христовы» (Рим. 8, 33—39), а нас почему разлучает земное.
85. Если бы все любили и были любимы, то никто никого не обижал бы, не было бы ни убийств, ни ссор, ни браней, ни возмущений, ни грабительства, ни любостяжания, никакого зла, и самое имя порока было бы неизвестно, и не было бы нужды ни в законах, ни в судилищах, ни в истязаниях, ни в казнях.
86. Мы не можем соблюсти никакой заповеди, равно как и самой любви к Богу и ближнему, если будем блуждать мыслию от одного к другому.
87. Заповедано—не давать святая и бисер псам, потому что люди душевные имеют покрывало на сердце и не разумеют премудрость Божию, которую даже из горних сил прежде никто не знал.
88. Христос пришел избавить от злых дел не только тело, но еще более душу, которую и очищает благодатью, ибо во всем виновата развращенная воля. Если око тебя развращает, рука — изми, удали — если есть близкий, который сам не спасается и тебя губит, или какая привязанность, то разлучись от друга, оставь пороки, отсеки страсти и избежишь геенны. Господь дает нам новую заповедь и в награду за добродетель дает нам не Палестину, не землю, текущую млеком и медом, но самое небо.
89. Христиане — странники земли, но граждане неба. Когда мы говорим: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли — помни, что на небе нет ни одного неверного, нет ни одного согрешающего, так должно быть и на земле, и люди должны быть подобны Ангелам.
90. Между Ангелами и людьми не велико расстояние, если мы захотим утвердиться в добродетели.
91. Христианство требует и православного учения и доброй жизни, а «всяк бо делаяй злая ненавидит свет, да не обличатся дела его» (Ин. 3, 20), то он боится обратиться к вере, потому самому, что не хочет показать доброй жизни.
92. Никто бы не остался язычником, если бы мы были христианами как следует.
93. Господь хочет, чтобы христианин был для вселенной учителем, закваскою, светом и солию, ибо все это приносит пользу другим. Учение делами убедительнее и достовернее, чем учение словами — одни смотрят на него, другие слышат о нем—и сила добродетели врагам заграждает уста.
94. У иудеев посредником был Моисей, как слуга в доме Божием, и им обещаны были земные блага — земля, кипящая медом и млеком, а у христиан — Сын Божий и обещает нам житие на небесах — земное, телесное оставить, а принять духовное.
95. Тело—творение Божие, а тление и смерть введены грехом, если благодать упразднит тление и смерть, то даруется нам тело небесное, вечное.
96. Пленил еси плен—порабощенных греху Господь воссоздал благодатью, дал залог бессмертия.
97. «Бдите, яко не весте в кий час тать (то есть смерть) приидет» поэтому все сокровища отправляй в Небесное отечество, где уже нет тати.
98. Величайшее зло—смерть, введенное диаволом, Премудрость Божия обратила мученикам в честь и славу, ибо им открывается рай.
99. Ты подвизаешься на земле, но награду получишь на небе, а здесь терпи Если ты ищешь вечной славы, покоя и радости, то терпи бесчестие, скорби и отвергай временное.
100. Жизнь земная временна и скорби в ней временны, а будущая жизнь вечна и блаженство.