Игумен Сергий (Рыбко). Духовная жизнь начинается с покаяния.
Глава 3. Молитва - дыхание души
|
Молитва - это разговор с Богом
- Отец Сергий, что такое молитва, или молитвенное делание?
- У Святых Отцов есть такая краткая формула: молитва - это возношение ума и сердца к Богу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «О молитве» так характеризует молитву: «Молитва - обращение падшего и кающегося человека к Богу, молитва - плач падшего и кающегося человека перед Богом, молитва - излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом. Бог есть единый Источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из Источника благ - Бога, усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу - молитва. Измерение совершаемого пути - различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Нам необходима молитва. Она усвояет человека Богу, без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Молитва - причащение Жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела - то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым таинственным воздухом».*
В этих словах святителя Игнатия - краткое выражение самой сути молитвенного делания. На самом деле о молитве можно говорить очень много, и на каждой странице творений свт. Игнатия можно встретить размышление о ней, поскольку духовная жизнь вне молитвы существовать не может.
- Можно ли молитву назвать реальным разговором с Богом? Ведь мы не сомневаемся в существовании друг друга, когда друг с другом разговариваем. Наверное, и человеку, который познал опыт молитвенного общения с Богом, Господь отвечает, конечно, не вслух, но, тем не менее, реально? Так ли это?
- Да, думаю, действительно, молитва - это именно общение, а не монолог. Настоящая молитва - это диалог, и Господь на внимательную молитву обязательно ответит. Почему так ценна именно внимательная молитва? Потому что, когда человек внимательно молится, сердце начинает сочувствовать, сопереживать словам читаемых молитв, и через эти сопереживания открывается очень многое. (Здесь надо заметить, что речь не идет о возникновении каких-то мыслей и образов: как уже было сказано выше, если возникают различные мысли и образы, это прелесть). Не надо спешить считать эти переживания духовными, благодатными, но молитву Святые Отцы определяют как чувства живой души к Живому Богу. После такой молитвы человек становится другим, он действительно чувствует, что произошло общение с Богом.
Для настоящего христианина молитвенное общение с Богом очень важно: это не просто утреннее и вечернее правило, дежурное посещение храма, это потребность, потому что он чувствует присутствие Бога в мире и в себе самом.
- В писаниях Святых Отцов нередко разделяются понятия «псалмопение» и «молитва»? В чем их отличие?
- Согласно древней аскетической святоотеческой традиции, псалмопением называются все длинные молитвословия: прежде всего псалмы, акафисты, каноны, молитвенные правила, а молитвой - молитва Иисусова или краткая молитва,- Святые Отцы называют ее также поучением. В древности монахи не всегда посещали храм, они часто пребывали в пустынном уединении, где и совершали свое молитвенное правило, или псалмопение.
Еще псалмопением называют чтение псалмов - как бы пение их на одной ноте: протяжное, продолжительное, без всякого «выражения». Таким образом, псалмопение - это молитвословие; а молитва Иисусова - это собственно молитва.
У святителя Игнатия есть такие слова: «Хранение ума, блюдение ума, трезвение, внимание, умное делание и умная молитва - это различные именования одного и того же душевного подвига в различных видоизменениях его. Душевный подвиг переходит в свое время в духовный. Духовный подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественной благодатью. Этот душевный, или духовный подвиг Отцы определяют так: «Внимание есть сердечное непрестанное безмолвие, всегда, непрерывно призывающее Христа Иисуса, Сына Божия и Бога, дышащее Им, с Ним мужественно ополчающееся против врагов, исповедующееся Ему, Единому имеющему власть прощать грехи». Проще сказать, внутренним деланием, умным душевным деланием, умной молитвой, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же - благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой».*
Псалмопение, когда человек совершает его много и часто, тоже приводит к молитве; настоящие молитвенники никогда не ограничиваются псалмопением. Даже на богослужении в храме они творят молитву Иисусову. Это становится привычкой, потребностью. Они по-другому уже не могут. И оставаясь одни, они преимущественно занимаются не псалмопением, а молитвой.
Но мы, по нашей немощи, больше занимаемся чтением канонов, акафистов,- нам так проще удерживать внимание.
Но когда человек вкусит молитвенную сладость, ему становится ненужным многословие, он начинает созерцать не мысли и слова, а те тонкие состояния и переживания, которые доставляет молитва Иисусова.
|
Что значит правильно
молиться?
- Как известно, грешный человек может испортить любое дело. Есть даже такая русская пословица: «Заставь дурака Богу молиться - он себе лоб расшибет». Мы знаем, что есть молитва правильная и неправильная. Что значит молиться правильно?
- Молиться правильно - значит молиться богоугодно, с правильным настроем, просить у Бога полезного нам и того, что мы можем понести.
Святитель Игнатий отвечает на этот вопрос так: «Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, и удобно наследуешь спасение. Спасение является от Бога в свое время с неоспоримым сердечным извествованием о себе молящемуся правильно и постоянно».* То есть молиться нужно не только правильно, но и постоянно. И постоянство - это одно из условий правильной молитвы.
Другое условие - это внимательность молитвы. Внимание необходимо для молитвы, внимание - это душа молитвы. Молитва без внимания - это простое колебание воздуха. Человек, который молится внимательно, рано или поздно начнет молиться истинно.
Обычно мы встаем на молитвенное правило после суеты дня, после многочисленных дел. Сначала сердце не отзывается на святые слова, ум рассеивается - он еще продолжает быть в том мире, откуда мы пришли, еще поглощен делами, которыми мы были заняты. Но постепенно молитва начинает увлекать и ум, и сердце. Сначала внимание приобретает ум, а потом и сердце начинает сочувствовать молитве, открывается для молитвы. Мы входим в таинственную область молитвенного делания, в таинственную область благодати. Потому что, как сказал Господь, царствие Божие внутри нас (Лк. 17, 21).
- Есть такой завет Святых Отцов: не дерзай обратиться к Богу с каким-либо мелочным прошением. О чем же все-таки нужно молиться?
- Святой Марк Подвижник говорит, что все, о чем мы заботимся, мы можем просить Бога. Греха в этом нет. В первую очередь, это относится к людям, которые проводят свою жизнь правильно, заботы которых святы, связаны со служением Богу и ближним. Но и обычные, бытовые заботы о себе допустимы, и даже необходимы. Мы имеем тело, но в Священном Писании сказано: Едите ли, пьете ли, или иное что делаете все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Когда человек строит свою жизнь по воле Божией, то любая, даже бытовая, житейская забота становится предметом молитвы к Богу.
Думаю, не нужно просить у Бога каких-то мелочей. И никогда не нужно просить у Него того, что мы должны и можем сделать сами. Единственное, что можно и, несомненно, должно просить,- это помощи во всех наших делах. Ведь одно - просить у Бога, чтобы Он что-то совершил за нас, и совсем другое - просить, чтобы Он помог нам: оградил нас от греха, ошибок, падений на нашем жизненном пути, чтобы послал хороших людей, которые могут оказать содействие. Это все не грех.
Но прежде всего содержанием нашей молитвы должно сделаться благодарение Бога за все Его великие благодеяния и прошение благ духовных. Потому что духовные блага отстоят от благ телесных, как небо отстоит от земли. Только земного обычно просит новоначальный.
Умудренный же молитвенной жизнью православный христианин хорошо понимает, что блага духовные даются человеку смиренному, поэтому главное, о чем он просит: «Господи, научи меня творити Волю Твою; да будет воля Твоя!»
Святитель Игнатий подробно рассматривает то, в какой последовательности мы должны совершать молитвы и что мы должны испрашивать в молитве у Бога. Благодарение при молитве заповедует нам Священное Писание: Будьте постоянны в молитве,- говорит апостол,- бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4, 2). Он свидетельствует, что благодарение заповедано Самим Богом: непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5, 17-18).
Что значит благодарение? Это славословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на все человечество и на каждого человека. «Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что всюду окружают скорби; вводится живая вера, по причине которой человек отвергает все заботы о себе, попирает страх человеческий и бесовский, повергает себя всецело на волю Божию. Такое расположение души есть превосходное приуготовительное расположение для молитвы»,- говорит свт. Игнатий.*
Человек, ищущий только земных благ, не способен благодарить Бога. Он себя ведет так, как будто Бог ему что-то должен: он пошел и поставил свечку, значит, Бог ему должен послать то-то и то-то. Благодарить Бога свойственно душе, познавшей Господа и Его милость, познавшей, что бесчисленные земные благодеяния, которые Господь изливает на нас ежедневно, ежечасно,- это только отражение величайших небесных благ. И тогда благодарение Бога становится одним из видов молитвы.
- Но когда человек просит о каких-то земных вещах, например, о том, чтобы удачно купить машину, в этом, наверное, тоже проявляется его вера. Возможно ли, что со временем он научится просить у Бога и духовных благ?
- Несомненно. Новоначальный имеет весьма приблизительное понятие о духовных благах. Царство небесное для него - это некая абстракция. Поэтому он просит Бога избавить его от земных скорбей и доставить ему блага земные. Господь слышит и эти молитвы, и то, что ему не повредит, обязательно пошлет. Господь принимает эти молитвы потому, что, получив просимое, человек укрепляется в вере, видя, что Господь его слышит, заботится о нем и любит его.
Постепенно, через получение земных благ посредством молитвы, человек начинает ценить молитву, познавать милость Божию. Он идет в храм благодарить Бога, осознавая, что нужно не только просить, но и что-то делать для Бога. Он начинает открывать для себя богатство Евангелия, осознавать, что жить должно по евангельским заповедям, и что эти заповеди - не нечто заставляющее пребывать в постоянных лишениях, а жизнь вечная, к которой люди приобщаются еще здесь, на земле.
- Что значит правильный настрой на молитве?
- Святитель Игнатий говорит об этом так: «Стой на молитве твоей пред невидимым Богом, как бы ты видел Его и с уверенностью, что Он видит тебя, внимательно смотрит на тебя. Стой пред невидимым Богом, как уголовный преступник, уличенный в бесчисленных злодеяниях, приговоренный к казни грозным нелицеприятным Судиею. Точно, ты стоишь пред полновластным Судиею твоим. Ты стоишь пред таким Судиею, пред Которым не оправдается никто из живущих (Пс. 142, 2), Который всегда побеждает, когда Он будет судить (Пс. 50, 6), Который тогда только не осуждает, когда по неизреченному человеколюбию Своему, простив человеку согрешения, не войдет в суд с рабом Своим (Пс. 142, 2). Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, увидишь безвидно, духовно Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».*
Таким образом, во-первых, необходимо покаянное чувство, осознание того, что мы - страшные, тяжкие грешники, которые дерзнули оскорбить Невидимого, Всесвятого, Всемогущего, Великого Бога,- вот с каким настроем нужно стоять пред Ним. И содержанием молитв грешника должна быть мольба о прощении.
Что может желать приговоренный к казни, к вечной муке, если его вдруг приведут к Царю, который скажет: «Ну, что ты хочешь попросить у меня?» Конечно же, он будет просить у этого всемогущего владыки милости, прощения, будет давать любые обещания, только бы избавиться от казни.
Поэтому мы должны, с одной стороны, иметь желание и решимость больше не грешить и просить Бога, чтобы Он помог нам в этом, а с другой стороны, просить о прощении бесчисленных наших преступлений и злодеяний против Него, памятуя о муках, которые Сын Божий понес за нас на Кресте. Если мы всю жизнь будем так просить, то преклоним Бога на милость.
Второе, о чем говорится в приведенном отрывке,- это страх Божий как непременное условие молитвы. От чего рождается страх Божий? От сознания, что мы - такие грешные, такие маленькие, пылинка в мироздании, стоим пред Великим, Всемогущим Богом, обращаемся к Нему с нашими маленькими человеческими просьбами. Постепенно мы начинаем чувствовать, что Господь нас слышит, отвечает нам, и, может быть, прощает.
- Чем руководствоваться мирянину в избрании для себя молитвенного правила?
- Прежде всего, нужно понимать, что мирянин - это не монах, и книги Святых Отцов написаны главным образом для монахов, т. е. ими можно руководствоваться, но не всецело, а брать для себя некоторые принципы, которые в них заложены. Мирянин не может молиться так, как монах, и сами монахи должны постепенно подходить к молитвенному деланию: один спрос с послушника, другой - со схимника; и не в том дело, что схимник больше пробыл в монастыре, что он более опытный,- бывают и послушники опытнее, чем схимники,- но просто жизнь послушника трудовая, он не может бывать на всех богослужениях, он больше устает физически. Поэтому молитвенное правило должно быть приспособлено к жизни человека. В еще большей степени сказанное относится к мирянину.
Нужно все учитывать: работу, семью, детей. Нельзя игнорировать те труды, которые человек несет для семьи. Если он будет молиться с утра до вечера, а дети его будут голодными, то вряд ли Господь примет такую молитву. Главная обязанность человека - содержать семью, кормить своих детей.
Кроме того, нужно учитывать и духовный возраст человека - новоначальный он или ходит в храм уже не первый год. Вот, например, что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в первом томе «Аскетических опытов». Статья называется «Чин внимания себе для живущего посреди мира»: «Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние. Для новоначального Святые Отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться»*.
Вот еще отрывок из творений святителя Игнатия, также помогающий определить, как себе устанавливать молитвенное правило: «Келейное правило состоит из известного числа поклонов, известного числа молитв и псалмов, из упражнения молитвою Иисусовою. Оно назначается для каждого сообразно силам души и тела. Так как эти силы разнообразны в человеках до бесконечности, то и правило предлагается подвижникам в самых различных формах.
Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтобы оно никак не превышало сил подвижника, не истощало этих сил, не расстраивало здоровья и этим не принуждало подвижника отказаться от всякого правила. Оставление молитвенного правила обыкновенно бывает следствием правила, принятого или возложенного превыше сил. Напротив того, умеренное, благоразумное правило остается достоянием инока на всю его жизнь, к концу жизни развивается и умножается как бы естественно, принимая и по наружности, и по внутреннему достоинству характер, соответствующий преуспеянию.
От крепкого и здорового тела требуется при совершении правила большее число поклонов и большее количество молитвословий, а от слабого тела - меньшее. Тела человеческие так различествуют между собою по отношению к крепости, что иные утомляются от тридцати земных поклонов более, нежели другие от трехсот».*
Поэтому одно правило для молодого человека, другое - для пожилого; одно правило для того, кто живет рядом с храмом, другое - для того, от кого храм находится в значительном отдалении; одно правило для одинокого, другое - для семейного. Все нужно учитывать, и рассудительный человек постарается принять во внимание все обстоятельства и тогда уже определит свое правило, потому что оно должно быть согласовано с внешними условиями.
Начинать нужно с утренних и вечерних молитв, с регулярного посещения храма по праздникам и воскресным дням, то есть нужно быть на всенощном бдении вечером и на Литургии утром, это обязанность христианина. Хорошо, если есть возможность, и в будние дни заходить в храм помолиться, постепенно что-нибудь прибавлять к утреннему и вечернему правилу: канон, поклоны,- и еще, конечно, и новоначальным и преуспевшим нужно непрестанно творить молитву Иисусову, потому что заповедь: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17) - дана всем христианам.
- Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой. Как истинная молитва, так и внимание и умиление суть дары Божии». Но если это дары Божии, то что же зависит от нас?
- Мы должны подвизаться в молитве, чтобы исполнить вышеприведенную заповедь. Напомню, для новоначальных святитель Игнатий указывает два непременных условия молитвенного делания: во-первых, внимание, то есть не просто вычитывание правила, не просто повторение молитвы Иисусовой одними губами, а заключение ума в слова молитвы, в смысл произносимых слов; конечно, ум постоянно будет удаляться, скитаться по Воробьевым горам, но как только он улетел, его надо опять поймать и опять заключить в слова молитвы; во-вторых, частота. Если человек будет подвизаться во внимательной молитве и будет молиться часто, то рано или поздно количество перейдет в качество, явится благодатное внимание, а потом - сочувствие сердца покаянной молитве, то есть умиление и покаянное чувство.
|
О внешних приемах
молитвенного делания
- Как правильно понимать внешние приемы в молитвенном делании, описанные у Отцов?
- Внешние приемы, такие, как сидение на низком стульчике, удержание внимания на кончике языка, с одной стороны, рекомендуются Отцами, с другой стороны, отвергаются, чтобы люди не переоценивали их значение и вместо внутреннего не занимались внешним. Все новоначальные впадают в эту крайность: человек прочитает, что надо сидеть, пригнув голову, и сидит так: у него страшно болит шея, ноги, голова, он что-то бормочет, при этом ум его скитается где угодно, тогда как он убежден, что он великий молитвенник.
Любое дело надо начинать с начала, а не с конца. Смиренный человек строит молитвенный подвиг на сознании своей греховности. Когда он видит свое падение, его молитвенный труд становится внутренней необходимостью. Человек начинает молиться Иисусовой молитвой из чувства глубокого сокрушения, и не может не молиться, потому что начинает видеть картину своего падения, начинает бояться попасть в ад, и только непрестанная молитва дает ему надежду на спасение.
У новоначального такого постоянного внутреннего сокрушения, постоянного вопля к Богу быть не может, как бы он ни пыжился и ни тужился, сколько бы ни сидел на низком стульчике, наклонив голову. Нужно это понять и смириться. Однако совсем оставлять молитву нельзя, необходимо понуждать себя на нее, несмотря на насилие страстей. Господь учтет уже то, что человек пришел на службу в храм. Бес в первую очередь всеми силами старается не допустить нас до нее, и в этом преуспевает. Раньше было нормой начинать день со службы в храме. Русские крестьяне вычитывали часы если не в храме, то в часовне, потом шли пахать и сеять. А сейчас норма - ходить в храм раз в месяц или даже раз в год, и при этом люди считают себя православными.
Когда человек приходит на службу, он старается молиться, борется с помыслами, и Господь, видя эту борьбу, увенчает ее в свое время. Эта борьба отражает состояние нашей души, нашу страстность, потому что невольному причина - произвольное: брань с помыслами сильна там, где сильны страсти, а страсти сильны там, где им дали место. Например, человек развил свои страсти предыдущей греховной жизнью, да и сейчас не совсем правильно живет, не оказывая послушания Богу, исполняя свою волю, но старается ходить в храм. Естественно, бесы начинают его оттуда тянуть, и если не телом заставляют выйти, то умом; делают все, чтобы ум его скитался где угодно, только не пребывал в храме. Однако, повторю, если человек борется, рано или поздно Господь дарует ему награду.
- Батюшка, некоторые считают, что слушать молитвы, записанные на аудиокассеты, неправильно. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?
- Я так не считаю. Раньше записывали информацию пером, а сейчас ее записывают современными способами, в том числе на аудиокассету. Вы можете совершать молитвенное правило, например, вдвоем: один читает, другой слушает. А так вы слушаете магнитофон. Я никакой разницы не вижу. Главное, чтобы ум внимал словам молитвы.
Кроме того, аудиокассеты - прекрасная помощь людям с плохим зрением или тем, кто едет в машине: за рулем невозможно держать в руках книгу, но можно поставить кассету и слушать песнопения.
Конечно, богослужение, Литургию кассета заменить не может, потому что Литургия совершается в храме и надо на ней присутствовать. Поэтому песнопения Литургии на кассете - это одно, но сама Литургия - это все-таки другое.
- Можно ли утреннее и вечернее правило, а также Евангелие и Ветхий Завет читать сидя, если болит нога?
- Можно сидя и даже лежа. Есть больные, старые люди, которые вообще не могут стоять. Что же им, не молиться? Молитва - это внутренний подвиг, это возношение ума и сердца к Богу. Преподобный Нектарий Оптинский говорил, что лучше лежа читать Евангелие, чем вообще не читать. Мы же знаем, что блаженная Матронушка вообще все время лежала.
- Должна ли домашняя молитва быть совершенно бесстрастной? Или же допускается привнесение каких-то эмоций: усиления голоса, слез, и т.п.? Ведь часто, особенно когда усиливаются скорби, это получается невольно.
- Святитель Игнатий говорит о том, что нужно читать молитвы «без выражения», поскольку мы, находясь в состоянии падения, ничего, кроме страстей, выразить не можем. И в церкви тем, кто несет послушание чтеца на клиросе, и дома нужно это делать спокойно, на одной ноте. Тогда слова сами начинают действовать на сердце. А поскольку большая часть наших молитвословий - покаянные, то они чаще всего нас приводят к раскаянию. Наоборот, благодарственные молитвословия приводят нас к благодарению, умилению и радости, а пасхальные песнопения сообщают нам духовную радость.
Надо избегать «страстной» молитвы. И слезы, которые льются на молитве, по большей части, не истинные, как у древних подвижников,- ибо это очень высокий духовный уровень,- а страстные, человеческие. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, причины слез новоначальных очень многоразличны и туманны, поэтому он советует: «Прежде совершенного очищения никогда не верь своим слезам».
Я думаю, что надо удерживать свои слезы на молитве. Те слезы, которые от Бога, все равно удержать невозможно. Но слезы от Бога бывают у людей очищенных, которые стоят уже на пятой ступеньке Лествицы, это очень высокое духовное состояние. А мы и на первую-то ступеньку никак не взойдем.
Таким образом, молитвы надо читать спокойно. Вот как об этом говорит святитель Игнатий: «Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Когда соделаешься таинственным священнослужителем молитвы, тогда взойдешь в Божию скинию, а оттуда наполнишь священным огнем кадильницу молитвенную. Огонь нечистый, слепое, вещественное разгорячение крови воспрещено приносить пред Всесвятым Богом».*
- А не будет ли такая монотонная молитва похожа на медитацию?
- Нет, не будет. Повторю, нам заповедана монотонная молитва потому, что мы люди грешные, и если мы начнем вкладывать в нашу молитву какие-то чувства и переживания, то можем начать созерцать не Бога, а наши страсти,- потеряем внимание и отойдем от молитвы. Вообще, только вначале молитва кажется монотонной. Но постепенно, когда сердце разогревается, у человека начинают возникать чувства, и эти чувства должны быть правильными. Во избежание прелести, ошибок, ложной духовности нужно стараться молиться монотонно.
Святитель Игнатий говорит: «Предоставь словам молитвы самим подействовать на твое сердце». Когда они подействуют, сердце само начнет на них отвечать, в нем пробудятся чувства святые, благодатные. А если мы станем что-то «выжимать» из себя, даже, как нам кажется, покаяние, это будет просто игра, и мы будем не молиться, а играть комедию перед самим собой.
- Наверное, можно взять за образец для чтения молитвы вслух то, как читают ее в святых обителях и в храмах, где хорошее богослужение,- тихо, спокойно?
- Да, каждый может убедиться, что когда чтец читает молитвословия правильно - спокойно, монотонно,- они постепенно входят в душу. А неправильное чтение - иногда просто настоящее кривляние - удаляет от молитвы.
- Вы сказали, что настоящие слезы бывают только у подвижников. Я однажды проплакала всю службу, посвященную памяти прп. Серафима Саровского, хотела остановить слезы, но не могла; даже когда ехала домой, плакала. Что это было? Некоторые православные пастыри говорят, что слезы всегда - это дар Божий и не надо их останавливать. Как это понять?
- Не всегда слезы от Бога. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает, что бывают слезы от страстей: от блудной страсти, от сребролюбия, от гнева, от печали.
Когда Вы проплакали всю службу, может быть, действительно Господь Вас посетил. Бывают такие случаи: и грешные люди сподобляются благодати. Но надо опасаться впасть в прелесть. Прелесть, как мы уже говорили, это такая степень лжи, когда человек сам обольщает себя, действие страстей принимая за действие благодати. Очень часто он плачет от печали и расстройства страстными и нервными слезами, и считает, что это благодать. Но благодать очень редко к кому приходит.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что духовные дарования в наше время, в том числе и дар слез, посылаются Богом под самый конец жизни. Мы недостойны получить их раньше. И еще: Господь посылает только такие дарования, которые необходимы для спасения человека.
- Перед чтением аскетической литературы я читаю молитву «Нужды ради пременение закона бывает…» Я выписала ее из книги свт. Игнатия (Брянчанинова). Правильно ли я делаю?
- Если свт. Игнатий советует, конечно, ее можно читать. Вполне понятно желание обратиться к Богу перед чтением духовной литературы, чтобы Господь просветил наш разум и сердце. В Псалтири после одиннадцатой кафизмы есть такая молитва: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего боговедения нетленный свет, и мысленная наша отверзи очи…» Эту же молитву священник читает тайно перед чтением Евангелия в алтаре. Думаю, и так можно помолиться перед чтением не только Евангелия, но и любой духовной литературы.
|
Когда Господь не слышит
нашей молитвы?
- При каких условиях молитва бывает услышана Богом?
- Если молитва угодна Богу, если человек просит о том, что ему действительно полезно, она будет услышана. Но, кроме того, надо помнить, что Бог слушает тех, кто слушает Его, т. е. непременное условие получения просимого - это жизнь по евангельским заповедям, исполнение Божиих велений. А поскольку мы не всегда знаем и не всегда понимаем, что нам нужно, то Святые Отцы заповедали каждую молитву заканчивать такими словами: «Господи, но не как я хочу, а как Ты». Потому что то, о чем мы просим, нам может быть и не полезно в данное время.
Все, что нужно, Господь нам обязательно пошлет. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что порой Господь медлит что-либо нам посылать, так как само пребывание в молитве гораздо полезнее просимого.
- В книге архимандрита Кирилла (Павлова) «Ищите прежде всего царствия небесного» написано: «Если кто ставит своей целью прочесть определенное число печатных молитв и положить столько-то поклонов, то эта молитва мертвая, не доходящая до Бога». Как это понять?
- Есть люди, которые не заботятся о том, чтобы помолиться со страхом Божиим. Для них главное - большое количество молитвословий и поклонов. Они думают: «Вот хорошо, я вчера прочитал пять акафистов, сегодня - восемь, а завтра десять прочитаю».
Но дело не в количестве, а в состоянии души. Человек, гонящийся за количеством, уже не обращает внимание на главное: вместо того чтобы молиться внимательно, благоговейно, он читает молитвы механически.
Святитель Феофан (Затворник) говорит, что когда мы читаем или произносим молитвенные тексты,- это еще не молитва, это словесная канва молитвы, а молитва - это чувство души к Богу. Чувство души рождается именно от внимания и благоговения. Человек, который торопится, которому нужно выполнить план, вычитать определенное количество акафистов или кафизм, никогда не будет внимательно молиться, а значит, не будет молиться совсем.
- Может ли душе, когда она будет проходить мытарства, помочь знание молитв, псалмов, служб?
- Если душа всю жизнь жила с Богом и молилась, что вполне естественно, когда человек любит Бога, то она обращается к Богу постоянно и имеет навык молитвенной жизни. Когда что-нибудь случается, неверующий человек начинает либо нецензурно выражаться, либо, в лучшем случае, маму призывать, а православный начинает призывать на помощь Бога или Его святых.
Боголюбивая душа, когда выйдет из тела, просто не может не молиться, потому что молитва становится ее свойством так же, как и дыхание. Отец Иоанн Кронштадский говорит, что молитва - дыхание души. Что для тела дыхание, то для души молитва. И, конечно, по всем мытарствам она идет с молитвой, тем более что на мытарствах она встречается с падшими духами, которые пытаются ее запугать, предъявить свои права на нее.
Любая молитва бывает услышана Богом, не может не быть услышана. Поэтому именно молитва помогает душе пройти мытарства. Но станет ли эта молитва решающей на мытарствах - это уже вопрос, потому что царство небесное нужно заслужить жительством по Евангелию. А если душа при жизни не молилась, думаю, она и на мытарствах молиться не сможет. Молящуюся же душу Ангелы доведут до царства небесного, и там ее встретит возлюбленный наш Господь.
|
Не ослабеем в молитве
за ближних
- Батюшка, а можно ли просить у Бога восполнения наших собственных упущений? Я упустила свое чадо: воспитала неправильно, недостойно, все питала, обувала-одевала, а о душе не думала. Сейчас я пожинаю плоды. Я очень переживаю: дочь погибает. Я уже бессильна - признаю это пред Господом и прошу, чтобы Он Сам ее управил и спас теми путями, которые Сам знает. Не является ли это дерзостью с моей стороны? Может быть, Вы мне посоветуете, как мне еще молиться о своем чаде?
- Это не является дерзостью, наоборот, возлагать все свои печали на Господа - это единственное, что Вам осталось. Святитель Игнатий в одном из писем говорит, что молиться за человека - это гораздо больше и выше, чем говорить с человеком, потому что молитва приводит в действие Самого Бога.
Не ослабевайте в Вашей молитве, в Вашей вере, потому что молитва матери, как говорится, со дна моря достанет. Известно, что матери порой вымаливали таких падших преступников, на которых люди давно уже махнули рукой. А по молитве матери Господь давал им покаяние.
Господь - Всесилен и Всемогущ, Он касается сердца человека, устраивает жизненные обстоятельства так, что обращает его к раскаянию. Конечно, молитва должна подкрепляться праведной жизнью. Но, как говорил прп. Серафим Саровский, когда человек причащается, благодать Причастия распространяется на весь его род, до седьмого колена, на живых и усопших. Когда человек праведно живет, он тоже получает благодать, которая распространяется на его род, а прежде всего на тех, кого он любит, кто дорог его сердцу.
Когда мы приходим в храм и ставим свечу за близких нам людей, и при этом сами живем праведно,- это самая прекрасная и чистейшая свеча перед Богом.
Еще раз повторю, старайтесь жить по-христиански, и не оставлять Вашу молитву. Пройдут годы, и будем надеяться, Господь приведет Вашу дочь к раскаянию и покажет ей, для чего и как нужно жить.
- У нас в семье несчастье: моя сестра - пьющая. Не просто пьющая, а - как это ни грубо прозвучит - она спилась. Пастыри говорят, что к таким людям нужно проявлять максимум внимания, любви, терпения и т.д. На протяжении десяти лет мы всей семьей делали все возможное, чтобы ее остановить. А она стала - простите за резкость - еще более бессовестной. Как нам быть в данном случае? Как спасти ее?
- Это, конечно, трагедия: ваша семейная трагедия, особенно же трагедия вашей сестры. Вы все-таки старайтесь подвигнуть себя на милосердие, которое в данном случае будет проявляться в терпении немощей этого человека. Если чем-то можно помочь сестре материально - помогите. Но, конечно, не надо давать деньги. Вам остается только обратиться к Богу в молитве: умолять Его о помиловании, прощении, обращении вашей сестры. Известно, что к Богу обращались и такие люди. Я знал совершенно падших людей, которых посещала Божия благодать, и они вставали на ноги. Вам нужно просто потерпеть. И постараться понять, какова воля Божия в данной ситуации. Ведь эта ситуация вам послана, чтобы научить вас терпению, а через терпение - смирению, через смирение же открыть Божию любовь - и по отношению к конкретному человеку, и вообще по отношению ко всему человечеству. Ваша сестра впала в такое несчастье. А кто знает, что будет завтра с нами? Какими мы будем? Кто может поручиться, что мы завтра не станем такими же? Апостол Петр тоже говорил: «Я никогда не отрекусь» (см. Мф. 26, 35), и буквально тут же отрекся. Поэтому потерпим немножко. Ну, и молитесь, как можно больше молитесь о ней.
- Говорят, что если в роду есть монах, то спасаются все родственники до седьмого колена. Действительно ли это так?
- Они спасаются при том условии, если сами хотят спастись. Много может молитва праведного споспешествуемая,- говорит апостол (Иак. 5, 16). По словам одного из Святых Отцов, молитва праведного может спасти тогда, когда тот, за кого молятся, тоже старается что-то сделать для своего спасения - тянется к Богу, кается, сожалеет о своей жизни. Тогда действительно, многое может такая молитва.
|
Что выше - молитва
или покаяние
- Известен случай, когда два инока, впали в тяжкий грех. Один из них приносил покаяние с радостью, оставаясь веселым, а другой был изможден унынием. Однако их подвиг был признан равным Богом. Поясните это, пожалуйста.
- Он не был изможден унынием. Этот случай описан в «Прологе». Два инока впали в тяжкий грех и, придя в монастырь, стали каяться. Игумен посадил их в колодец, куда опускал им хлеб с водой. Сорок дней они находились там, а потом игумену явился Ангел и сказал, что их покаяние принято.
Когда их извлекли из колодца, то один был радостный, веселый, а другой был грустный, в слезах. Игумен спросил у того, который был в слезах: «Как ты приносил покаяние?»-«Я,- отвечал он,- просил у Бога, чтобы Он мне простил мои бесчисленные грехи и то, что я так оскорбил милосердие Божие». «А ты как приносил покаяние?»- спросил он другого инока. «А я благодарил Бога за то, что, хотя я такой тяжкий грешник, Господь не оставил меня до конца погибнуть в миру, а снова привел в святую обитель и дал возможность принести покаяние».
- Что же выше - молитва или покаяние? Есть изречения Святых Отцов, о том, что главное в монашеском подвиге - молитва. А в то же время кто-то из Святых Отцов говорит, что подвиг монаха - это покаяние. Как это совместить?
- Мне кажется, это одно и то же - молитва и покаяние. Из молитвы рождается покаяние, а из покаяния - молитва. Это взаимосвязанно. Молитва без покаяния неполноценна. А покаяние обязательно обращает человека к молитве о прощении.
Святитель Игнатий, цитируя и перелагая прп. Марка Подвижника, так говорит об этом: «Преподобный Марк Подвижник, называя в четвертом слове своих сочинений молитву главнейшим деланием монаха, долженствующим обымать все частные его делания, всю жизнь его, в первом слове называет главным и единственным деланием монаха покаяние, а заповедь о покаянии - главной заповедью, объемлющей все прочие заповеди. Противоречие представляется здесь только при наружном взгляде. Это значит, что делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы во единое делание. Господь соединил их - человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).* Дело покаяния совершается при посредстве следующих трех добродетелей: очищения помыслов непрестанной молитвой и терпения встречающихся скорбей.
Видите, как говорит Марк Подвижник: покаяние и молитва - это одно делание, соединенное Богом воедино.
|
О молитве Иисусовой
- Как подготовиться к творению Иисусовой молитвы и как правильно ее творить: читать определенное количество утром или вечером, или по зову души и сердца в течение дня? И что такое сердечная молитва?
- Готовиться особо не надо, начинайте читать прямо сейчас. Когда рядом никого нет, то читайте вслух, шепотом или беззвучно шевеля губами. Если кто-то есть рядом или если Вы устанете, то читайте про себя, в уме. Нужно стараться читать непрестанно. Правила Иисусовой молитвы: пятисотница, трехсотница - нужны для того, чтобы поддерживать в человеке непрестанную молитву. Дана заповедь о непрестанной молитве, и молитва Иисусова бывает действенна тогда, когда творится именно постоянно.
Старец Александр Гефсиманский говорил, что и три раза сказать молитву Иисусову уже спасительно, тем более - повторять ее постоянно. Непрестанно - это значит, как можно чаще и внимательно.
Очень важно ничего не представлять в уме: ни Спасителя, ни Божию Матерь, ни иконы, ни рай, ни ад, ни святые места; не допускать никаких мечтаний, ум должен быть безвиден, то есть должен вникать в слова молитвы, говоря: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»,- и так постоянно, чтобы постоянно в нем была эта молитвочка и не было никаких помыслов и мечтаний. Творите ее и старайтесь не оставлять.
Теперь попробую ответить на другой Ваш вопрос. Есть учение Святых Отцов о сердечной молитве. Сердечная молитва - это очень высокое благодатное дарование, и очень редко кто его сподобляется. Преподобный Исаак Сирин говорит, что один из тысяч доходит до Иордана, но только один из нескольких поколений переходит Иордан. То есть высокодуховных степеней молитвенной жизни достигают очень и очень немногие.
Молитва - это образ жизни, ей нужно посвятить всего себя. Для чего люди уходят в монастырь? Именно для молитвенных занятий. Но мало того, чтобы человек сам делал все от него зависящее, еще должна быть на это Божия воля. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), некоторые становятся старцами, но это зависит не только от их постнического и молитвенного подвига, не только от их трудов ради достижения духовного совершенства, но и от воли Божией, от того, благословит ли Бог благодатью старчества или благодатью непрестанной сердечной молитвы.
Новоначальным же нужно только по возможности непрестанно и внимательно молиться, и исполнять заповеди, угождая Богу.
- В письме к одному своему духовному чаду свт. Игнатий (Брянчанинов) советует ему читать молитву мытаря. Можно ли вместе молитвы Иисусовой читать молитву мытаря?
- Святитель Игнатий советовал читать молитву мытаря постоянно, непрестанно. Вообще когда монашество только зарождалось, во исполнение заповеди непрестанно молиться монахи молились разными краткими молитвами, потому что их легче запомнить и можно произносить, не отвлекаясь умом от Бога. Например, прп. Иоанникий Великий молился молитвой, которая сейчас входит в вечернее правило: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе»; некоторые молились молитвой мытаря, но по прошествии нескольких веков наиболее удобной была признана молитва Иисусова. В «Добротолюбии» сказано, что в ней заключено все Евангелие. Кроме того, как говорят Святые Отцы, нет имени, сильнее имени Иисусова. Имя Иисусово изгоняет демонов и освящает человека, когда он молитвенно призывает имя Господа Иисуса Христа, Богочеловека.
- В книге о старце Сампсоне (Сиверсе) написано, что он советовал заканчивать Иисусову молитву по-разному: «помоги», «не оставь», «спаси», «сохрани». Можно ли так делать или надо творить молитву в том виде, в котором она всем известна?
- В «Добротолюбии» написано, что дерево, часто пересаживаемое, не укореняется, поэтому Святые Отцы не советуют часто менять слова Иисусовой молитвы. Когда человек молится одними и теми же словами, то молитва начинает сама твориться,- так легче и проще. Когда же он произносит слова то так, то эдак, душа лишается мира, человек начинает думать: что бы еще подставить, что бы еще придумать позаковыристее и в молитве выразить. Таким образом, он не в молитве пребывает, а занят умственным трудом. Поэтому данный совет, мне кажется, не совсем соответствует учению Святых Отцов Православной Церкви.
И надо сказать, что сама личность отца Сампсона вызывает сомнения. Я не могу назвать его лжестарцем, но знаю целый ряд высокодуховных людей, которые считают чтение его книг недушеполезным.
- А когда человек бывает радостным, когда сердце поет, нужно ли понуждать себя на Иисусову молитву?
- Когда сердце поет, молитву Иисусову, может быть, творить не обязательно. Ведь существует множество способов непрестанной молитвы. Святые Отцы говорят, что заповедь о непрестанной молитве человек исполняет и тогда, когда, например, размышляет о Боге, рассказывает кому-то о Нем, ведет благочестивый разговор, читает духовные книги. А по словам преподобного аввы Дорофея, даже размышления о том, как исполнить заповедь, данную духовным отцом,- это тоже память Божия, а память Божия - это и есть непрестанная молитва.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) и некоторые другие Святые Отцы говорят, что смирение есть непрестанная молитва, т. е. когда человек достигает смирения, он находится в таком состоянии, что душа молится непрестанно. В радости мы благодарим Бога, в покаянии просим у Бога прощения, когда нам жалко кого-то из наших близких, мы сопереживаем им, молимся Богу о ниспослании им духовных благ или о прощении их грехов.
- Святые Отцы заповедуют начинать молитву с благодарения Бога, затем переходить к славословию и только после этого - к своим прошениям. Не будет ли нарушением этой заповеди, если человек, проснувшись утром, сразу начнет творить Иисусову молитву, или, находясь в расстроенном состоянии, прежде всего попросит Бога о помощи?
- В данном случае, это допустимо. А что касается молитвы Иисусовой, то преподобный Исаак Сирин говорит так: как только восстаешь от сна, тут же обратись к молитве Иисусовой, твори ее, а уже потом читай свое молитвенное правило, обращайся к псалмопению. И вечером, перед сном, он также заповедует творить молитву Иисусову, с ней же на устах и в сердце засыпать.
Как уже было сказано, если человек творит молитву Иисусову непрестанно, то он исполняет заповедь о непрестанной молитве. И обратится ли он к Богу с прошением, благодарением или славословием - он всегда пребывает в молитве.
Порядок молитвенного делания, заповеданный Святыми Отцами: благодарение, славословие, прошение - относится больше к молитвенному правилу. Но когда человек постоянно живет с Богом, творит дела Божии, то для него вполне естественно постоянно обращаться к Богу в молитве, как дитя обращается к матери. Ведь дитя же не всегда благодарит мать, а больше обращается к ней за помощью или с какими-то вопросами.
- Говорят, что когда человек стяжал Иисусову молитву, то после смерти его душа проходит мытарства беспрепятственно. Так ли это?
- Преподобный Варсонофий Оптинский замечает, что молитва Иисусова имеет сорок ступеней и на каждой ступени до тысячи степеней. Хорошо, если человек будет даже на первой ступеньке, которая характеризуется просто призыванием имени Иисусова, попытками молиться. Может быть, это не всегда получается, но человек себя непрестанно нудит, и если он умрет в таком состоянии, то Ангелы понесут его душу по мытарствам - ради чести призываемого им имени Иисусова.
|