Игумен Сергий (Рыбко). Духовная жизнь начинается с покаяния.
Глава 5. Ревность по Богу и по разуму
|
Что такое
духовная ревность?
— Батюшка, позвольте теперь затронуть такую тему, как духовная ревность, которая весьма важна в жизни христианина. Объясните, пожалуйста, что же это такое — духовная ревность.
— Духовная ревность — это ревность, направленная ко спасению: человек ревнует, т. е. горячо заботится, о том, чтобы стяжать небесные блага, о том, чтобы проводить правильную духовную, богоугодную жизнь. Мирское понятие «ревность» прямо противоположно понятию «духовная ревность». Если в жизни человека происходит что-то хорошее, а ему начинают завидовать, думая, как бы его перещеголять, или если супруга ревнует мужа к другой женщине,— это мирская ревность.
Духовная же ревность — это, повторю, ревностное отношение к исполнению своих духовных обязанностей, к исполнению воли Божией, ревность о спасении. Она заключается не только в том, чтобы жить благочестиво, но и в том, чтобы делать все возможное для угождения Богу и исполнения заповедей Божиих.
— Часто ревностными называют таких людей, которые преуспевают в подвигах поста, молитвы, бдения и т.д. На что в действительности должна быть направлена наша ревность: на внешнюю или на внутреннюю жизнь?
— Существуют понятия «телесный подвиг» и «душевный подвиг». Телесный подвиг — это утруждение тела, прежде всего посты, поклоны, бдения; а душевный подвиг — это богоугождение внутреннего порядка: ревность о том, чтобы внутренний наш человек исполнял Божию волю, пребывал в молитве, в покаянии, хранил благочестивые чувства и переживания, боролся с греховными переживаниями и помыслами, т. е. с грехом во всех его проявлениях.
Можно ревновать только о телесном подвиге, а можно ревновать еще и о подвиге душевном; это никак не противоречит одно другому, а одно другое дополняет. Самое главное — это ревность об исполнении Божиих заповедей и воли Божией, о жизни богоугодной.
Если есть Божия воля поститься, можно поститься, но надо делать это с рассуждением, ведь важно избрать такую меру поста, чтобы он был угоден Богу: с одной стороны, утрудить свое тело, а с другой стороны, не возгордиться, не впасть в осуждение других, а в конечном итоге, в телесные и душевные расстройства. А если есть Божия воля несколько ослабить пост, например, когда мы приходим к кому-то в гости, нужно ревновать о том, чтобы не обидеть людей, к которым пришли. Если есть Божия воля встать на молитву, можно встать на молитву, а если есть Божия воля уйти с молитвы, потому что наш ближний нуждается в помощи, то нужно пойти и послужить ему.
Таким образом, ревность теснейшим образом связана с такой добродетелью, как рассуждение. Бывает ревность не по разуму: казалось бы, человек ревностно что-то делает, а от его «ревностных» поступков страдают и расстраиваются другие люди, а в конечном итоге и он сам.
— Можно ли сказать, что духовная ревность бывает разная на разных этапах жизни христианина: одна ревность — у новоначальных, а другая — у преуспевших?
— Несомненно, это так, поскольку ревность — это добродетель, а все добродетели по-разному проявляются у новоначальных, преуспевших и совершенных.
У новоначального в основном все душевно, поэтому и ревность у него, как мы уже говорили, часто бывает не по разуму, то есть экзальтированная, кровяная, когда человек ревнует, но не о том, о чем нужно, – он, как Дон Кихот, борется с ветряными мельницами: постится, пока в обморок не упадет, поклоны кладет, пока шишек не набьет, а толку от этого мало.
Но не в этом суть христианства. Телесный подвиг необходим, но гораздо более важен подвиг душевный — смирение, исполнение заповедей, послушание, служение ближним. Одна раба Божия, уже в преклонных годах, решила попоститься накануне Рождества, в сочельник, до первой звезды, как это принято в народе. Она ничего не ела, не пила, а потом съела один маринованный грибочек, и ей стало так плохо, что пришлось вызвать «Скорую помощь». После этого она не только в храм не смогла пойти, но три дня промучилась и умерла, даже не причастившись.
Со здоровьем шутки плохи. Не грех вкусить какую-то пищу раньше, чем появится звезда, или попоститься Великим постом с постным маслом. Кто может без постного масла, кому здоровье позволяет, пусть постится. А когда это делает человек больной, пожилой, это очень неразумно. В новоначалии ревность свою нужно направлять на изучение заповедей Божиих, на чтение и понимание духовных книг, на поиск истины, на служение ближним, а не на то, чтобы не есть и не спать и в конечном итоге не держаться на ногах.
Святитель Василий Великий сказал, что если бы было нужно, то Бог сотворил бы нас еле дышащими и лежащими на земле, но Бог дал нам тело, которое должно нам служить, поэтому оно нуждается в силах и питании. Когда новоначальный направляет свою ревность на правильный путь, на благочестивые дела, он начинает преуспевать.
Если человек духовно растет, в нем умножаются евангельские добродетели. Они являются своего рода основанием пирамиды: чем выше человек восходит по духовной лестнице, тем больше должно быть это основание. Если человек возрастает о Господе, в нем обязательно приумножается и духовная ревность. Другое дело, что в духовной жизни, как говорит преподобный Исаак Сирин, нет ничего постоянного; чем большей святости достиг подвижник, чем больше духовных плодов он приносит, тем больше ополчается на него дьявол и тем большие полчища бесов выводит против него.
Но бояться не нужно. В одном из патериков описан такой случай: подвижник встал на молитву и вдруг увидел, что в келью явилось множество демонов. Он испугался, но Ангел Божий сказал ему: «Посмотри на Восток». И взору подвижника открылся величественный сонм Небесных Сил. «Вот, взгляни, сколько их и сколько нас»,— сказал ему Ангел. И тогда он, воодушевленный, с Божией помощью встал на молитву и уже не боялся демонских нападений.
Дьявол искушает всех по-разному, но чаще всего через людей, которые стараются расстроить, обидеть, отнять плоды молитвенной жизни, духовного делания, а может, нагнать уныние и помыслы плотской страсти. Уныние и плотская брань — излюбленные хитрости дьявола, а орудие, к которому он чаще всего прибегает,— клевета, так как человек, когда на него клевещут, впадает в уныние и расстройство и даже порой не в силах пойти в храм. Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя,— молится пророк Давид (Пс. 118, 134).
Но нужно все терпеть. Святитель Феофан Затворник говорит, что если клевета не имеет под собой почвы, то она обязательно разрушится, и очень скоро, в это нужно верить. Если мы исполняем заповеди Божии, живем, стараясь угодить Богу, то какие бы на нас ни восставали брани, внутренние и внешние, что бы ни готовил нам дьявол, нужно помнить, что есть Господь, Который сильнее всего. Божия благодать укрепит, поможет, вразумит и спасет нас.
— Отец Сергий, люди, пришедшие к Богу уже в зрелом возрасте, как правило, прежде были далеки от той внимательной жизни, которая необходима для ревностного прохождения добродетелей. За эти годы уже сложился образ мыслей, мешающий проводить жизнь, чуждую рассеянности, следовательно, человек должен отказаться от своего образа мыслей?
— Не нужно сразу все отметать, нужно постепенно стараться осознать свои заблуждения, познать духовные истины и исправить свою жизнь в соответствии с этими истинами. В этом — спасение.
Постепенно осознав пагубность страстей и рассеянной мирской жизни, человек сам начинает отходить от каких-то мирских обычаев, привычек, общепринятых взглядов и, наоборот, воспринимать христианские, церковные обычаи. Ведь то, что в миру считается чем-то высоким, благородным, не всегда таково. Священное Писание говорит: что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). Часто то, что в миру почетно, в Церкви считается греховным.
Обретая Бога, Церковь, друзей-христиан, которые его понимают, сочувствуют ему, молятся за него, человек становится более внимательным, начинает тяготиться рассеянной жизнью, развлечениями, погоней за наслаждениями, почестями, карьерой, ложными знаниями, ложным образованием в целях карьеры. Его начинают привлекать строгость жизни, исполнение евангельских заповедей. Так, постепенно, и меняется образ мыслей христианина. Он начинает понимать, что если мы пойдем по пути, данному нам Богом в этой жизни, то придем в небесное царство, которое раскроется в нас уже здесь, на земле.
— Отец Сергий, но как человеку захотеть отказаться от своих ложных мнений и подчинить свой разум разуму Церкви?
— Повторю: для этого нужно узнать истину. Узнается же она из Слова Божия. Нужно читать Священное Писание, творения Святых Отцов Православной Церкви, изучать учение Церкви, читая духовную литературу, общаться с православными людьми. Их православие должно быть подтверждено добродетелями, то есть теми добрыми делами, из которых рождаются добрые, богоугодные, богоподобные качества души.
Вообще, жизнь человека больше всего свидетельствует о его вере. Благочестивый человек, который живет по православным обычаям, молится и регулярно посещает храм, идет туда для того, чтобы действительно встретиться и пообщаться с Богом; для него это потребность души. Общение с такими людьми, от которых мы получаем здравые понятия о вере, и помогает понять наши заблуждения.
Заблуждения в нас есть всегда, и далеко не сразу мы принимаем истину. Но, общаясь с праведными людьми, которые причастны благодати, ощущая их притягательность, доброту, слыша их мудрые слова, чувствуя, что даже облик их — особенный, мы начинаем им доверять больше, чем себе, понимать, что их понятия гораздо более разумны, логичны, чем наши представления о жизни. И, принимая сначала их слова на веру, отказываясь от каких-то своих взглядов, заблуждений, начиная жить по вновь открытым нам принципам, мы убеждаемся, что наша жизнь начинает меняться в лучшую сторону.
Как правило, человек потом ищет духовного руководителя, пастыря, который изложил бы перед ним учение веры, помог бы ему определиться в жизни, найти Божию воля в тех или иных обстоятельствах. Всякий ищущий находит (Мф. 7, 8). Найдя духовника, человек начинает активно с ним общаться и через это общение — жить по-новому.
— Отец Сергий, есть такой закон духовной жизни: все приобретается постепенно. В деле спасения, как правило, нет ничего внезапного и быстрого, человек постепенно возрастает, избавляется от страстей и приобретает добродетели. Но поскольку ревность —это особенное свойство, как бы очень горячее, может быть, этот закон не применим к духовной ревности, потому что ее, наверное, нужно и приобретать с самого начала ревностно?
— Любая добродетель все-таки приобретается постепенно, в том числе и ревность. Конечно, ревность требует решительности. В деле приобретения других добродетелей можно выждать, подумать, но если Бог призывает нас на служение Себе, нужно ревностно спешить. От ревностного исполнения того, что внушает нам совесть, что благословляют нам наши пастыри, ревность разгорается еще сильнее, от всякого же промедления ревность начинает угасать. Поэтому важно не дать ей угаснуть. Мы помедлили раз-другой, и голос совести начинает затухать. Ревностный человек, на самом деле, выигрывает более всего. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: братия, некогда нам унывать, некогда, нам откладывать дело нашего спасения; чем более ревностно мы будем подвизаться, тем быстрее совершится дело нашего спасения. В конечном итоге ревностный человек имеет меньше скорбей, чем ленивый и унылый.
— Наверное, нерадение нужно решительно отвергнуть с самого начала?
— Конечно, но не всегда это получается. Нужно принять решение жить для Бога, стараться не грешить, и, как правило, тот, кто имеет такой настрой, даже если и увлечется грехом, потом ревностно, горячо кается. Но так как сам процесс отказа от греха, покаяния, исправления нашего поврежденного грехом естества происходит медленно, то и в ревности человек возрастает медленно и не сразу может отказаться от нерадивой жизни. Это закон. Но главное, чтобы в конце концов это получилось.
|
Как взрослеет душа
— А как соотносятся между собой ревность и произволение?
— Не может быть ревности без произволения. Произволение — это желание человека, и чем сильнее желание богоугождения, тем сильнее и ревность. Но одного нашего благого желания мало, оно должно проявить себя в делах по Богу. Есть евангельские заповеди, которые нужно ревностно исполнять, причем приложить к этому все силы, ибо нам заповедано любить Бога всею крепостью, всею душою, от всего сердца (см. Мк. 12, 33).
Когда человек во всем хочет жить по Божией воле, всеми силами начинает совершать дела внутреннего благочестия, тогда с Божией помощью у него что-то начинает получаться.
— Отец Сергий, если человек ходит в храм, регулярно причащается, постится, можно ли сказать, что он ревностный? А тем более, если человек ушел в монастырь, разве это не говорит о его ревности?
— Еще нельзя сказать, что он ревностный. Во-первых, как мы уже не раз говорили, бывает ревность не по разуму. Нужно понять, правильно ли он поступает, есть ли Божия воля и Божие благословение на его уход в монастырь? И даже если есть, то одного ухода в монастырь еще не достаточно для спасения. Это только начало подвига спасения, а вот каково будет продолжение. Не впадет ли человек в нерадение?
Я видел многих людей, которые приходили в монастырь и так же быстро уходили из него. Так что ревностное начало подвига — это еще не ревность. Только постоянство хвалит Бог; необходимо пребывать ревностным постоянно, не ослабевать в подвиге на протяжении длительного времени. А ревность новоначального, как говорят Святые Отцы, еще нетвердая, душевная, а не духовная. Когда же человек много лет провел в ревностном подвиге, тогда действительно это раб Божий, и его подвиг обязательно принесет плоды.
— И все-таки можно ли сказать, что монашеский образ жизни способствует стяжанию духовной ревности?
— Монашество как раз и существует для ревностных людей, для тех, кто стремится именно к аскетической, подвижнической жизни. Монастырь помогает такому человеку раскрыться, предоставляет ему возможность для полной духовной самоотдачи, там ничто не мешает спасаться и жить духовной жизнью. В монастыре для этого созданы условия, там есть и духовные руководители, и необходимые книги, и ежедневное богослужение. В стенах монастыря меньше соблазнов.
В миру уже по дороге из храма до дома чего только ни увидишь и ни наслушаешься, так что легко потерять благодать, полученную в храме. А в монастыре после церковной молитвы все идут в свои кельи или на послушание, поучаясь благочестивыми примерами братии. Хотя, конечно, в монастыре тоже всякое бывает, ведь пока человек пребывает на земле и страсти в нем живы, дьяволу дано искушать его.
В миру человек, как правило, связан семейной жизнью, имеет детей, стариков-родителей, их нужно обеспечивать всем необходимым, работать. Приходится в праздники ходить на работу, а не в храм, это отнимает массу времени и сил, так что уже на молитву, на духовные книги их просто не остается. Это, наверное, главная причина того, почему все-таки безбрачная жизнь выше жизни в браке.
Как говорит Священное Писание, незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7, 34). Такая женщина не свободна, муж ею командует, ей хочется пойти в храм, а муж говорит: «Нет, поехали к теще на блины». И надо ехать, оказывать послушание. Не поедешь — будет скандал, и ничего хорошего не получится.
— Отец Сергий, а от чего зависит духовная ревность?
— Духовная ревность прежде всего зависит от произволения человека, от того, что он вообще хочет в этой жизни получить, в особенности в духовном плане. Нужно постараться понять, что такое в действительности духовное благо, которое обещает нам Господь. Нужно суметь увидеть те блага, которые человек получает уже здесь, на земле, и те, которые предназначены ему в вечной жизни, и задуматься о том, что ожидает нераскаянных грешников там, в вечности.
Очень многого мы не исполняем просто по непониманию или недопониманию, а результат — страдания — и временные, и вечные. Если бы люди понимали, что ждет грешников там, думаю, все были бы ревностными, все бы подвизались не только как самые ревностные монахи, но более того — все были бы святы. Именно правильное понимание и рассуждение о жизни лежит в основе правильного исполнения заповедей. А чтобы понять, нужно не полениться почитать духовные книги, творения Святых Отцов, поговорить с людьми, съездить в святые обители, подвигнуть себя лишний раз на молитву, попросить: «Господи, помоги мне это понять».
Когда человек имеет правильные понятия о грехе и его последствиях, о благодати, о добродетелях и их плодах, тогда он и подвизается ревностно. Он хочет быть причастником благодати и избежать вечной муки. Тогда это настоящий праведник.
— Есть ли какие-то средства для возгревания ревности?
— Это прежде всего покаяние. Нужно осознать свои грехи, осознать то, что удаляет нас от Бога, от богоугождения. Чем глубже это осознание, тем сильнее возжигается ревность.
Но, подчеркиваю, всякое делание нужно растворять смирением и рассуждением: поститься, каяться и совершать любую духовную работу нужно по Божией воле. Постепенно смиряясь, мы начинаем получать правильные понятия о том, в чем действительно заключается воля Божия, в чем заключается наше служение Богу и ближним и как это связано между собой. Тогда духовная деятельность от мечтательной переходит к реальной; тогда человек и молится правильно, и постится как надо, и служит ближним, как должно служить.
Так постепенно душа взрослеет. И, по мере того как появляются правильные понятия, жизнь человека меняется: он начинает отказываться от греха и исполнять дела добродетели. Но еще раз подчеркну: в основе правильной, ревностной жизни должно быть положено покаяние — и ничто другое.
— Прославленные Церковью святые и подвижники благочестия разными путями стяжали святость. Можно ли достичь ее, не имея духовной ревности?
— Святые отличались от обыкновенных людей именно тем, что имели духовную ревность. Ни один нерадивый человек не может достичь духовного совершенства. Он не только не способен стать святым, но вряд ли вообще спасется. Чтобы избавиться от нерадения, надо очень много трудиться.
Настоящий подвижник прилагает для своего спасения больше усилий, чем обыкновенный человек, и даже больше, чем монах, и терпит большие скорби. Но он готов добровольно трудиться и переносить их. Для достижения святости, как и для подлинной монашеской жизни, необходима духовная ревность, и это качество ничем не заменимо.
— Можно ли сказать, что наше преуспеяние в духовной жизни напрямую связано с добродетелью духовной ревности?
— Несомненно. Духовная ревность определяет качество подвига человека, является своего рода планкой, которую он перед собой ставит. Нерадивый рассуждает так: «Я сделаю то-то и то-то, и достаточно». А ревностному этого мало, его душу не удовлетворяют те труды, которые в духовной жизни предлагаются всем: ему нужно нечто большее.
Бывает так, что человек приходит к вере в Бога, постепенно воцерковляется, а потом ему становится мало только по воскресеньям ходить в храм, читать только утреннее и вечернее правило, поститься только по средам и пятницам. Ему хочется чаще бывать в храме, поститься еще и в понедельник или совсем не есть мяса, хочется добавить что-нибудь к своему молитвенному правилу, заняться непрестанной Иисусовой молитвой, иметь духовника. Иными словами, ему мало просто соблюдать какие-то общепринятые установления, о которых он читал в книгах или слышал на проповеди в храме: он ищет руководителя, который предложил бы ему духовные труды сверх этого.
Найдя себе духовного отца, такой человек принимает на себя подвиг послушания. Как правило, дальнейшая жизнь его проходит при храме, он несет церковное служение. Девушки становятся женами священников или избирают монашеский путь. Юноши либо поступают в семинарию и становятся пастырями Церкви, либо принимают на себя еще более высокое служение — уходят в святую обитель.
|
«Не помолимся фарисейски, братия»
— А каковы все-таки признаки духовно ревностного человека? Можем ли мы увидеть их проявление в ближнем?
— Как говорится, праведника видно за версту. Узнается такой человек по любви к Богу, которая проявляется, прежде всего, в любви к молитве, святыне и ближнему. Это неразрывно связано между собой.
Любовь к Богу неотделима от любви к ближнему. Поэтому наиболее явно она проявляется в жертвенном, смиренном служении людям. По этим двум признакам виден духовно ревностный человек, истинный раб Божий. Он безотказно готов послужить ближнему, он любит святыни, любит посещать храм, молиться, читать духовные книги, беседовать о Боге. В таком человеке проявляются евангельские добродетели, и при близком общении это становится видно.
Есть такое понятие — «фанатизм». Оно принято в миру, но имеет смысл и в духовной жизни. Некоторые внешне ревностно любят Бога, и при этом уничижают ближнего своего; такие люди в Евангелии называются фарисеями.
— А кто такие фарисеи? В чем суть фарисейства и как его избежать?
— Фарисеи — это ветхозаветные ревнители закона. Они не были священниками. У них были духовные школы, в которых они имели своих учителей. Фарисеи были своего рода фанатиками, то есть все, что касалось внешнего богопочитания, было у них очень развито, но приобретало искаженные формы. Они гонялись именно за всем внешним и из закона Божия брали только внешние порядки и обычаи, при этом внутренняя суть закона оставалась в стороне.
Господь часто обличал фарисеев именно потому, что они являлись образцом лицемерия. Вы,— говорит Господь,— даете десятину от мяты и тмина, а при этом суд, милость и веру оставили в стороне; вы гробы окрашенные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей (Мф. 23, 3, 27). Суть фарисейства — лицемерно показывать себя благочестивым ревнителем закона, а при этом сердцем далеко отстоять от Бога (см. Ис. 29, 13) и придаваться самым постыдным, мерзким грехам. Такими были ветхозаветные фарисеи, и таковы фарисеи всех времен и народов.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) замечает, что фарисеи были злейшими и опаснейшими врагами христианства во все времена. Человек может быть монахом, священником, даже архиереем и при этом далеко отстоять от Бога, а порой и от веры. Нельзя сказать, что фарисей атеист, но он верит во что-то свое, у него свое представление о Боге. И поэтому фарисеи были главными виновниками распятия Спасителя. Они ждали Мессию — весь смысл ветхозаветного закона был в ожидании Мессии,— но когда Он пришел, они Его не приняли, потому что Он оказался не таким, какой был им нужен. Все их интересы были на земле, они были одержимы властолюбием и завистью. Святитель Игнатий говорит, что они совершенно сознательно — по зависти, по каким-то другим земным устремлениям — подняли руку на Богочеловека, понимая, что это Мессия, посланный Богом.*
Много фарисеев и в наше время. У святителя Игнатия в пятом томе его «Творений» есть пророчество о том, что в последние дни засилье фарисеев в Церкви настолько увеличится, что истинные рабы Божии вынуждены будут, подобно Христу, Который, спасаясь от Ирода, спрятался в городе Назарете, искать такой отдаленный Назарет, чтобы быть чуждыми их духовности, их влияния и насилия над своей духовной жизнью.* Чтобы избежать фарисейства, не нужно ставить на людях «бирочки»: вот этот — фарисей, этот — фарисей. Поступая так, мы уподобимся фарисею, который осудил мытаря (см. Лк. 18, 10–14).
Прежде всего надо постараться увидеть фарисея в самом себе, потому что в каждом из нас есть и мытарь, и фарисей. Фарисей все время пересчитывает свои добродетели, свои заслуги перед Богом, за которые ждет награду от Бога и от людей. Этого фарисея нужно в себе найти и нещадно с ним бороться, нещадно его изгонять, стараясь приобрести черты смиренного человека, принося покаяние. Избавиться от фарисея можно, если жить по евангельским заповедям, скромно, смиренно служить Богу и ближнему. Это самое главное.
|
Почему мы не похожи
на древних святых?
— Батюшка, известно, как ответил преподобный Серафим Саровский на вопрос, почему в наше время не явлено таких плодов святости, как в древности. Он сказал, что «Христос вчера и сегодня — Тот же, и вовеки» (Евр. 13, 8), и все зависит от нас, а мы не имеем такого произволения и такой ревности, как древние подвижники. Как правильно понимать эти слова? Ведь существуют объективные причины того, почему мы физически не можем нести подвигов, которые несли древние Отцы. В чем же тогда вина людей нашего времени?
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) свидетельствует о том, что те формы духовной жизни, которые существовали в древности, в наше время уже невозможны по целому ряду объективных причин. И одна из них — в том, что современный человек уже не имеет тех физических сил, которыми отличались люди в древности.
Мне рассказывали о том, что однажды ученые поставили такой эксперимент: они взяли две семьи и поселили их в экологически идеальных условиях. Для этого сделали стеклянный ангар и создали в нем идеальную атмосферу, подобную той, которая когда-то, очень давно, была на земле, посадили экологически чистые растения, и люди там провели год. Естественно, они не пользовались ни телевизором, ни радио, потому что все это нарушало бы экологическую и нравственную атмосферу.
Когда спустя год они вышли из-под этого колпака, им стало плохо. Они не могли дышать загазованным воздухом, не могли есть пищу, отравленную радиацией и наполненную тяжелыми металлами. Эти две семьи стали проситься назад и прилагать все усилия к тому, чтобы жить в прежних идеальных условиях, искусственно созданных учеными,— там они чувствовали себя совершенно по-другому.
Мы не можем посадить себя под колпак. Даже если мы уедем куда-нибудь в лес, в пустыню,— и там природа сегодня уже совсем не та. И рождаемся мы уже больными, по наследству получая многие болезни, о существовании которых наши далекие предки даже и не слышали. Это первая причина.
Вторая причина кроется в духовном оскудении жизни: нет духоносных старцев, совершенных руководителей, которые вели бы нас правильной дорогой ко спасению, и многих вещей мы просто не знаем и не догадываемся о них. Мы читаем книги, что-то слышим и узнаем, имеем представление о заповедях, но не всегда знаем, как их исполнить.
Мы делаем, что можем и как можем. А для того, чтобы правильно поститься, правильно молиться, правильно совершать бдение и поклоны, нужен такой духовный руководитель, который бы нас этому научил. Если мы сегодня станем очень мало есть и спать,— а некоторые впадают в эту крайность, считая себя великими постниками и подвижниками,— то это, как мы уже говорили, вряд ли будет угодно Богу. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться,— говорит Священное Писание (2 Тим. 2, 5). Нужно подвизаться законно, т. е. с рассуждением, по Божией воле, учитывая все факторы, в том числе свои физические силы и возможности.
Провести эту грань крайне трудно по целому ряду причин. Сейчас очень много соблазнов. Когда вокруг все благочестивые — это одно, а когда вокруг сплошное нечестие и развратные картинки на каждом углу — это совсем другое. Если раньше человек жил в селе или городе, духовным и культурным средоточием которого был православный храм, то сейчас вечером можно пойти куда угодно или просто включить телевизор — и все соблазны вторгаются в жилище. Таким образом можно побывать и в Африке, и в Америке, посмотреть стриптиз и все на свете. Это расслабляет и уводит от поисков Бога, а душу не питает. Наверное, в этом — одна из причин теплохладности современных людей.
Душа алчет и жаждет Бога и от псевдонасыщения впадает в еще большее уныние. Однако, думаю, человека, ищущего истину, эти соблазны не смогут прельстить. Господь говорит: Надобно прийти соблазнам (Мф. 18, 7). А в Послании апостола Павла читаем: Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Господь попустил соблазны для того, чтобы нас воспитать, чтобы в борьбе с соблазнами мы нашли истину, в борьбе со злом обрели добро.
Таким образом, от нас уже не требуется того, что требовалось от древних Отцов. Как пишет игумен Никон (Воробьев), сейчас нет Божией воли на тяжелые телесные подвиги по той причине, что они приводят человека к гордости, но заповеди Божии остались, и внутренний, душевный подвиг — подвиг жизни по заповедям Божиим, поиск воли Божией и ревностное исполнение ее — нисколько не умален. К этому прежде всего нам и нужно стремиться: мы должны думать о том, как построить нашу жизнь, чтобы угодить Богу и исполнить заповеди; мы должны понять, какова Божия воля именно сейчас, в тех обстоятельствах, в которых мы находимся.
Внешние жизненные обстоятельства зависят не от нас, мы попадаем в них невольно. Но в этих обстоятельствах мы должны вести себя так, как угодно Господу, постоянно думая о том, как бы не согрешить и исполнить Божии заповеди. Человек, для которого эта мысль является главной в жизни, будет ревностно угождать Богу, и Господь научит его всему остальному, подаст благодать и все необходимое для спасения.
— Батюшка, но все-таки можно ли сказать, что современные люди не имеют такой ревности о внутреннем делании, как прежде, ведь иначе Господь дал бы им плоды? Получается, как бы не их вина в том, что они не могут нести телесных подвигов. Но плодов нет, значит, нет и внутренней ревности?
— Вышесказанное — одна из причин оскудения современной духовной жизни. Как говорит Евангелие, когда Господь придет второй раз, найдет ли Он веру на земле (Лк. 18, 8)? Вера — это познание Бога, правильное понимание Его заповедей и правильное богоугождение. Сейчас мы все расслаблены грехом и гораздо более страстны, чем наши предки. Сейчас, как мы уже отмечали, гораздо больше соблазнов, которые вызывают к действию наши страсти, поэтому нам тяжелее, это умножает наши скорби. Но христианин, претерпевший скорби и оставшийся верным Богу, спасется.
Может быть, он не сотворит чудес и не будет иметь дара прозорливости, но, как сказали древние Отцы, такие, современные нам, христиане превзойдут древних по той причине, что жизнь сейчас гораздо сложнее и тяжелее, чем в древности. Тогда во многом было проще и легче. Например, сейчас мы не можем правильно поститься. Чревоугодник скажет: «Вот и хорошо, что с меня пост не требуется, пойду-ка покушаю как следует, это и не грех теперь». А настоящий христианин восплачет: «Господи, как плохо, что я лишен этого делания, ибо все то, что Ты дал нам в Евангелии, есть благо и радость. Я не могу полноценно поститься, у меня нет здоровья, а так хотелось бы, потому что любая заповедь, любое делание приносит душе особенную радость». Когда человек постится так, как нужно, он знает, что такое радость поста, радость молитвы, радость богоугождения. Человек же, который не может поститься по состоянию здоровья, лишен этой радости, но ему остается одна радость — терпеть с благодарением скорби.
— Объясните, пожалуйста, слова: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Как она может совершаться в нашей немощи и как совершалась она в немощи святых, которые были крепки только силою Божией?
— Чтобы правильно объяснить эти слова, нужно достичь той же степени смирения, в какой пребывали святые. Они видели себя крайне немощными в духовном отношении, потому что физические силы, телесные качества абсолютно ничего не значат в духовной жизни. Человек, осознавший свою немощь, смирившийся, понявший, что такое нищета духа, приобщившийся ей, начнет испытывать Божию помощь. Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что Божия помощь приходит тогда, когда исчерпаны все человеческие силы и средства. Если же они еще не исчерпаны, мы тут же начинаем приписывать свои «достижения» себе, своим способностям, начинаем превозноситься. А когда мы бьемся как рыба об лед, когда уже, как нам кажется, испробовано все, тогда приходит Божия благодать и спасает нас. Она выводит нас из затруднительных духовных состояний и переживаний и внешних неприятных обстоятельств.
Итак, сила Божия начинает действовать во всей своей полноте, когда человек смирится, ощутит и увидит всю свою немощь, всю свою греховность, всю свою внутреннюю неустроенность.
— Однажды к прп. Антонию Великому подошел некто и спросил: «Что мне делать, чтобы угодить Богу?» И прп. Антоний сказал: «Куда бы ты ни пошел, всегда представляй Бога пред собою; что бы ты ни делал, имей на это свидетельство из Священного Писания, и в каком бы ты месте ни жил, нескоро уходи оттуда». Что значит «имей свидетельство из Священного Писания»?
— Это значит, на все, что вы собираетесь делать, должна быть какая-то заповедь либо из Священного Писания, либо из отеческих творений, которые разъясняют и раскрывают Священное Писание. Каждое слово отеческих творений всегда в основе своей имеет Священное Писание. Все, что вы делаете, должно совершаться по заповедям Божиим.
Если вы имеете какое-то намерение, а совесть вас обличает, подсказывая вам, что вы нарушите какую-то заповедь Божию, значит, делать этого не надо. В противном случае делайте дело спокойно. Ревность по Богу и заключается в том, чтобы стараться всегда и во всем поступать по Божиим заповедям. Человек, который так живет, называется праведным.
|
К чему приводит
жизнь «слегка»?
— Отец Сергий, а если человек не очень ревностен, но все-таки исполняет заповеди Божии, каково значение его ревности? Чем ревностный человек отличается от теплохладного?
— Я думаю, что ревность — это душа аскетического подвига христианина. Качество, противоположное ревности,— это нерадение. Человек может быть либо ревностным, либо нерадивым, либо представлять из себя нечто среднее, то есть быть теплохладным. А что говорит Апокалипсис теплохладным, мы знаем: Как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15).
Эти слова обращены к тем, кто во что-то верует, соблюдает некоторые правила благочестия, иногда посещает храм, иногда постится, иногда причащается. Именно иногда, то есть такие люди иногда христиане. Они частично исполняют заповеди и творят волю Божию, а все, что частично — незрело.
У убиенного иеромонаха Василия Оптинского есть замечательные стихи: «Посмотрел я, и на все, что слегка, я решил смотреть как бы свысока». Он не удовлетворялся тем, что «слегка», ему нужна была полнота духовной жизни. Именно полнота духовной жизни, духовного подвига привлекала его, и в итоге отец Василий достиг духовного совершенства. Пять лет прожил он в Оптиной пустыни и сподобился мученического венца.
Таковы ревностные люди, которых не удовлетворяет обыкновенная жизнь «слегка», полуподвиг, полухристианство, полумонашество. Конечно, чем выше у человека духовные запросы, тем больше трудов и скорбей предстоит ему понести, но он самоотверженно принимает их на себя. А нерадивый спит и думает, что в сонном состоянии спасется.
Только ревностный человек может познать истину, избавиться от страстей, поскольку страсти на самом деле — это раковая опухоль, которая разъедает каждого из нас. Если мы не осознаем этого, если ревностно не приложим всех сил на борьбу с грехом, то наша душа погибнет. Таким образом, ревность оказывается основополагающим началом в духовной брани.
Только ревностный человек спасается и чего-то достигает. Подвиг его точно угоден Богу, потому что рано или поздно из него произрастут добродетели. Тогда человек уже не просто что-то делает, но делает хорошо и много. Нерадивый же уподобляется тому рабу из притчи, который, получив талант, закопал его, тогда как один ревностный раб, получив два таланта, пошел и заработал другие два, а второй, получив пять, заработал еще пять. Ревностный человек является тем самым добрым и верным рабом, которого Господь почтил и похвалил. Того же, кто закопал свой талант, Господь отнюдь не похвалил, а наказал (см. Мф. 25, 14—29). Он ленился что-либо делать, и оправдывал это таким лукавым мудрованием: «Ты господин жестокий, жнешь, где не сеял, собираешь, где не рассыпал, возьми твой талант назад». «Твоими устами сужу тебя, лукавый раб,— ответил ему Господь,— ты знал, что Я господин жестокий и с тебя потребую ответ, однако ничего не сделал, поэтому иди во тьму внешнюю».
Каждый из нас имеет способности, таланты, и мы обязаны их умножать. Прежде всего это касается духовных талантов, потому что за недостаток внешний, может быть, с нас и не спросится. Если человек умеет петь и при этом не поет в народном хоре или на клиросе, это, может быть, не грех. Но то, что мы духовно должны прирастать талантами, это точно.
Как прирастать? Жить по Евангелию, исполнять волю Божию. Человек не делает этого исключительно по лени и лукавству. Только ревностный к богоугождению христианин чего-то достигает, и его духовная жизнь приносит плоды. Нерадивый, ленивый человек тоже во что-то верит и что-то делает, но достаточно ли этого для спасения — сомнительно. Нерадивый не спасется, пока не избавится от своего нерадения.
— Те люди, которые принесли плод не во сто крат, а в тридцать и в шестьдесят (см. притчу о сеятеле: Мф. 13, 2–8, 23), были в чем-то нерадивыми?
— Нельзя требовать от всех людей святости; каждый человек подотчетен Богу. Если человек благочестивый, нужно постараться увидеть и оценить в нем это благочестие и тот труд, который он понес ради Христа, оценить его добрые дела. Если начать всех людей обвинять в том, что они не святые, это будет фарисейское рассуждение.
— Почему Святые Отцы называют нерадение одним из самых тяжких грехов?
— У нерадивого человека воля парализована, он как бы спит, видя не видит и слыша не слышит (Мф. 13, 13), поэтому и не воспринимает глубины евангельских истин. Нерадивый человек не понимает последствий своего нерадения, не понимает, что может погибнуть. Он не осознает того, что и во временной жизни очень многого лишается вследствие своей лености.
Нерадивые люди впадают в гордость. Святой преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «От нерадения рождается гордость». Это-то и страшно, что в сознании нерадивого человека все извращается, он начинает легко оправдывать свои грехи и очень быстро становится фарисеем, а выйти из этого состояния, принести покаяние крайне тяжело.
Еще раз приведем изречения Евангелия: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13); и: Не здоровые нуждаются во враче, а больные (Мф. 9, 12). Порой человек впадает в гордость и начинает считать себя праведным, духовно здоровым. К такому человеку в полной мере относятся слова, сказанные Господом фарисеям: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9, 41).
Если бы человек признавал себя грешным, нуждающимся в духовном враче, то этот врач не преминул бы явиться. Но коль скоро он признает себя зрячим, все понимающим и знающим, то начинает полагаться только на свои силы, фактически отвергая Христа, а поскольку силы любого человека весьма слабы, он падает.
Нерадивый человек может даже впасть в ересь. Каковы причины ереси? Люди не захотели жить по Евангелию, подменили Его более удобными представлениями, а строгие, жесткие евангельские нормы заменили индульгенциями или чем-то подобным. Самое страшное, что это имеет вид и название христианства, на самом деле им не являясь.
— Древние патерики и жития святых являют множество примеров того, как к покаянию обращались величайшие грешники, которые вставали на путь ревностного богоугождения и достигали святости. Как избежать теплохладности в наше время?
— Да, действительно, есть много примеров того, как люди, проводившие нечестивую, греховную жизнь, раскаивались и потом становились хорошими христианами. Я знаю одного монаха, который раньше был преступником, сидел два срока и считался рецидивистом. Однажды с ним случилась такая история: после второго срока, он вместе со своей бандой пошел на очередное «дело», но в это время полил дождь, и, чтобы не промокнуть, они укрылись в храме. Он тогда был неверующим, видимо, как и все его приятели.
И вот что он сам мне рассказал: «Я посмотрел на лица людей, такие удивительные, красивые, чудные лица, на обстановку в храме, и что-то коснулось моего сердца, мне стало так хорошо, так тепло на душе. Я тогда в первый раз в жизни помолился Богу: “Господи, помоги, чтобы у нас ничего не вышло, чтобы меня опять не посадили!”»
Кончился дождь, они вышли из храма, отправились туда, куда шли. На месте все было заранее подготовлено наводчиком, осталось только протянуть руку и взять, но тут внезапно возникло обстоятельство, которое не позволило этого сделать. Они постояли, потолкались и пошли обратно. Он запомнил этот случай и стал заходить в храм и молиться, чтобы Господь помог ему отойти от преступной жизни. Потом он прочитал Евангелие, стал еще чаще ходить в храм, исповедался, рассказав священнику всю свою жизнь, и на душе стало легче. Постепенно он отошел от прежних друзей, и они все поняли.
Потом этот человек уехал в один из наших известных монастырей, принял монашеский постриг и подвизался там долгое время. Интересно, что в этом монастыре ему поручили денежную кассу, он несколько лет за нее отвечал, и не было случая, чтобы у него что-то пропало.
Итак, даже впавшие в тяжкие грехи люди приходят к покаянию; такие случаи были, есть и будут, ведь христианство — это религия кающихся грешников.
Если человек в основу своей жизни полагает исполнение евангельских заповедей, он никогда не впадет в нерадение, потому что, следуя заповедям, приближается к Богу. Его жизнь меняется, происходит внутреннее обновление, в сердце появляются духовная теплота, радость, постепенно ему начинает открываться Господь. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что видеть Бога — не значит созерцать Его лицом к лицу или быть осияваемым Фаворским светом — это бывает лишь с угодниками Божиими, и то не со всеми; видеть Бога — значит просто начать ясно замечать в других образ Божий, распознавать действие Промысла Божия в различных обстоятельствах, которые происходят в нашей жизни, в жизни наших близких, в жизни нации.
Это дано человеку духовно ревностному, исполняющему заповеди. Чем ближе он начинает видеть Бога, общаться с Ним, радоваться присутствию Божию в мире, тем большей ревностью возгорается, и тем труднее ему впасть в нерадение. Зачем оставлять ту радость, то духовное богатство, которое он стяжал? Он дорожит этим богатством добродетелей. А человек нерадивый, ленивый не имеет возможности стяжать духовное богатство. Если такому сказать, что за его грехи Бог его накажет, то он посмотрит на вас как на сказочника. Самое лучшее средство не впасть в нерадение — это ревностно исполнять заповеди, понуждая себя к этому.
И всегда надо бояться пасть, как сказал один из святых старцев, ибо пока будешь бояться, не падешь. Никогда ни на что нельзя полагаться: ни на свои подвиги, ни на свои добродетели, ни на свою ревность, ни на свои заслуги перед Богом,— можно полагаться только на Бога, понимая, что именно Господь нас спасет и помилует, а не наши посты, подвиги, бдения и усилия. Святые Отцы этим и жили.
Известно о преподобном Макарии Великом, что, когда его душа уже вышла из тела и проходила по мытарствам, бесы кричали ему: «Победил ты нас, Макарий!» Но он отвечал: «Нет, еще не победил!» Дальше идет его душа, опять бесы кричат: «Победил ты нас, Макарий!» «Нет, еще не победил!» У самого преддверия рая кричат бесы: «Победил ты нас, Макарий!» «Нет, еще не победил!» И когда душа эта уже вошла в двери рая, тогда преподобный Макарий сказал: «Вот теперь победил».
Видите, даже на мытарствах бесы имеют власть искушать души. И поэтому давайте полагаться только на Бога, на Его милость, а не на свою ревность, добродетели и таланты.
|
Грехопадение кто
уразумеет?
— А по каким признакам можно заметить в себе потерю духовной ревности?
— Вначале, когда люди приходят в Церковь, они все бывают ревностны, особенно если они молоды. Но эта ревность еще душевная, юношеская. Проходит какое-то время, и она прелагается в ревность духовную, когда приходит правильное понимание христианства и заповедей. Как правило, это бывает, если человек обретает духовного руководителя, способного душевную ревность преобразовать в духовную, научить правильному пониманию подвига сообразно силам и обстоятельствам жизни. Если же этого не происходит, ревность не по разуму часто приводит к тому, что человек впадает в нерадение.
Признаком нерадения, как указывает преподобный Исаак Сирин, является прежде всего охлаждение к молитве: человек любил молиться, посещать храм, но ему вдруг стало лень это делать. Конечно, периодически на всех нападают уныние и леность, порой это связано с физической усталостью. Но как только человек перестает стремиться к духовным подвигам, начинает давать себе поблажки, «льготы», как говорит святитель Феофан Затворник, он тут же впадает в нерадение.
Тревожно, если человеку в течение длительного времени лень ходить в храм, лень причащаться Святых Христовых Таин — ведь для христианина естественно алкать и жаждать этого Небесного Хлеба Жизни,— лень слушать Слово Божие, читать духовные книги, понуждать себя на исполнение евангельских заповедей. Он начинает проводить рассеянную жизнь, ходить в гости, на концерты, гулять, развлекаться, часами просиживает у телевизора.
Постепенно в нем угасает стремление к духовной жизни и оживают страсти, которые начинают его увлекать. Ему кажется интересным заработать хорошие деньги, стать начальником, или куда-нибудь поехать, например, в Африку, поохотиться на слонов, и т. п. Все это бесовские мечтания, ложь, потому что по хорошей русской пословице, «не все то золото, что блестит». Здесь важно суметь остановиться. Такую брань с нерадением, т. е. с унынием и леностью предстоит понести всем христианам, но победить в этой брани, к сожалению, удается далеко не всем.
— А почему в нерадение впадает человек, который раньше был ревностным?
— По разным причинам. Прежде всего из-за неправильной ревности — ревности душевной, о чем уже было сказано выше. К правильному подвигу богоугождения примешивается излишняя мера поста или молитв. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) и говорит, что подвигу, пусть даже небольшому, но постоянно совершаемому, нет цены. А когда человек берет выше сил, он обязательно потом впадет в нерадение, и вообще может уйти из Церкви.
Впасть в нерадение можно также по причине усвоения неправильных понятий о духовной жизни. Приняв неправильные понятия, человек начинает их исполнять, а поскольку они неправильные, его подвиг не угоден Богу.
Бывает и так, что человек сначала ревностно подвизается, но потом впадает в нерадение, начинает лениться, как бы устает. Такой человек не имеет постоянства, не имеет терпения в своем подвиге и оставляет свою первую любовь (Откр. 2, 4) к Богу, как это называет прп. Иоанн Лествичник. Иногда это случается под влиянием соблазнов внешнего мира. Об этом повествует притча о сеятеле, о которой мы уже говорили (см. Мф. 13, 3–8). Вышел сеятель сеять семя свое, и одно семя упало при дороге, другое на камне, а третье — в терниях. И вот выросло терние — многочисленные соблазны — и подавило росток — росток ревности,— который начал пробиваться.
Только тот не потеряет своей веры, кто пребыл в постоянстве подвига, не оставил своего упования. Напротив, все соблазны, искушения и беды, страстное желание дьявола отнять у него росток семени царства небесного, еще больше укрепят его в ревностном служении Богу. Как говорит Священное Писание, грехопадение кто уразумеет, от тайных моих очисти меня (Пс. 18, 13).
Отход ревностного человека от Бога совершается в глубине сердца. Поэтому пока мы на земле, все может случиться: святые люди и чудотворцы падали, впадали в ересь, в нерадение. Готовясь к святому Причащению, мы все читаем прекраснейший канон Божией Матери – Параклисис, который напечатан в каждом молитвослове. Человек, написавший его, по свидетельству святителя Игнатия (Брянчанинова), потом отпал от Церкви и кончил очень плохо. Сначала он был причастен благодати, имел глубокие чувства и горячо молился Божией Матери, умоляя Ее о помиловании, а потом перестал соблюдать заповеди и тяжко, глубоко пал, так и не принеся покаяния.
В житиях святых описано немало случаев, когда люди, впавшие в нерадение и после этого жившие в грехах, потом каялись и выбирались из этого состояния. Но в жизни такие примеры все-таки редки. Человек, приходя в нерадение, как бы постепенно «засыпает», и, к сожалению, потом его весьма трудно «разбудить», ибо он впадает в гордость и приобретает греховный образ мыслей. Никого уже не слушаясь, никому не внимая, он начинает лукаво оправдывать свои страсти. Для него нет авторитета, и поэтому пробудить его от греховного сна может только один Господь. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что избавиться от лукавства могут помочь только Ангелы Божии, а от гордости — только Сам Господь.
— Что делать, если человек все-таки впал в духовное нерадение?
— Думаю, начать нужно с исповеди. Надо найти священника, который поможет: помолится, подскажет, что делать. У преподобного Симеона Нового Богослова есть интересный рассказ о юноше Георгии, который, будучи человеком ревностным, занимался молитвой Иисусовой под руководством духоносного старца и поднялся до таких высот, что видел Фаворский свет на молитве. Но, имея должность при царском дворе, он постепенно впал в нерадение, потом в различные смертные грехи и дошел до того, что не только лишился возможности видеть Фаворский свет, но совсем не помнил своих прежних духовных переживаний. Ему не хотелось молиться, читать Евангелие, а когда он брал в руки эту Книгу, то понимать прочитанное уже не мог. Единственное, что в нем сохранилось — это благоговейное уважение к своему старцу.
Георгий периодически его посещал и беседовал с ним. Старец отвечал на его вопросы и осторожно пытался привести к покаянию. Молитвы духоносного старца, его слова, а главное, пример святой жизни, в конце концов, коснулись сердца юноши, и он прямо из кельи старца ушел в пустыню, в святую обитель, и там подвизался, каялся, пока его вновь не осиял Фаворский свет.
Покаяние в нерадении и в других грехах принести возможно, но для этого нужно очень много сил. Поэтому я советую найти ревностного человека, пример и слово которого помогут выйти из этого состояния.
— Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что иноку, который в начале своего подвига был очень ревностным, если он охладеет, могут помочь воспоминания о прежней подвижнической жизни, а того, кто с самого начала жил нерадиво, обратить уже очень трудно. Имеет ли смысл мирянам вдохновляться своей первоначальной духовной ревностью, которая, во многом, возможно, была «не по разуму»?
— Новоначальный потому и называется так, что ничего не знает, ничего не имеет, кроме благого желания, которое пока еще во многом плотское. Но поскольку Бог его призвал и человек принял святое Крещение, то в нем есть духовный стержень, желание жить с Богом. Это и нужно вспоминать тогда, когда впадаешь в нерадение. Любому, наверное, есть что вспомнить из поры своей духовной юности. Наше совершенствование — это кропотливейший труд длиной в целую жизнь, поэтому нужно терпеливо ждать его плодов. Один из этих плодов заключается в том, что человек освобождается от душевной ревности и постепенно обретает правильное понимание духовного подвига. Постепенно он приходит к молитвенному деланию, борьбе с помыслами, смирению, кротости, послушанию. Новоначальный, например, не может понять истинного значения слова «смирение», но со временем, когда увидит смиренных людей, начинает многое осознавать.
|
Об эгоизме и рассеянности
— Можно ли сказать, что главным препятствием к ревностной жизни по заповедям является эгоизм?
— Несомненно, это так, потому что эгоизм — это неправильная любовь к себе. Нам заповедано в Евангелии возненавидеть свою душу: Кто не возненавидит и самой жизни своей, кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную,— сказал Господь (Лк. 14, 26, 27; Ин. 12, 25). В данном понимании душа — это то ветхое, падшее, что в нас есть: наши страсти и греховность. Это состояние падения своей души нужно возненавидеть, и возненавидеть ревностно, постараться сделать все для борьбы с грехами и страстями, потому что все страсти приводят к эгоизму. Человек любит исключительно самого себя, считает, что он самый главный, а мир и все люди существуют для удовлетворения его страстей и амбиций.
Так бывает даже в духовной жизни: человек считает, что главное дело его жизни — спасение его собственной драгоценной душеньки, а то, что рядом с ним находятся другие люди, нуждающиеся в его помощи, его не беспокоит. Если обратиться к такому человеку с просьбой о помощи, попросить его, например, помыть посуду в храме, то он ответит, что ему нужно совершать молитвенное правило, душу спасать, а не заниматься суетными делами. Он обходит все, что препятствует его «цели». На самом деле это прелесть, неправильное, эгоистическое понимание Евангелия. Душа спасается через любовь к ближнему, через самоотверженное служение ему.
Эгоизм — самый первый враг ревности, потому что у эгоиста неправильные взгляды, неправильное поведение, неправильные цели и ценности в жизни, и весь его образ жизни неправильный. Он не способен к ревностному самоотвержению, он относится к делу нерадиво, потому что у него свое представление обо всем, в том числе и о духовной жизни.
— А что такое рассеянность? Почему, когда у человека бывает много дел, он забывает о Боге, оставляет непрестанную молитву? Почему его обязанности приводят к рассеянности?
— Это не обязанности приводят к рассеянности, а настрой человека, неумение вести себя правильно, по-христиански среди многих дел. Святитель Феофан Затворник говорит, что суета — это не сами дела, которые мы делаем, а дух, с которым они делаются. Один делает все тихо, спокойно, размеренно и много успевает; другой бегает, крутится, только и слышно от него: «Отстаньте от меня, я занят»,— и ничего не успевает, потому что одно начинает и тут же бросает, берется за второе, третье, возвращается к первому. Это и есть суета, неправильный настрой.
Для того, чтобы этого избежать, нужно быть внутренне собранным, никогда не забывать о Боге. Памятование о Боге — это памятование о заповедях Божиих, о том, чтобы никак ничем против них не погрешить. Лучше всего памятование о Боге сохранять с помощью непрестанной Иисусовой молитвы. Стремящийся к этому постоянно занят духовным поиском, поиском воли Божией.
Рассеянность одолевает, когда человек начинает увлекаться страстями, принимать неправильные помыслы и совершать неправильные поступки. Постепенно он становится орудием и рабом дьявола, который начинает все больше и больше навязывать ему свои дела, состояния, мысли, брани и таким образом уводит от Бога. Но если человек непрестанно молится, занят поиском Божией воли и, находясь под Божиим водительством, пребывает в мирном состоянии души, его гораздо труднее увлечь. Любая мысль, которая хоть сколько-нибудь разоряет душевный мир, отвлекает от внимательной молитвы,— не от Бога. Следовательно, все, что нам мешает молиться, лишает нас душевного мира,— это бесовские козни.
Лучше всего можно уберечься от разных искушений, от ненужных дел и увлечений, имея духовного отца и без его благословения ничего не предпринимая. Хорошо, когда христианин обо всем советуется с духовником, на все берет благословение и старается не отступать от заведенного порядка дел.
Человек православный, который любит молиться, посещать храм, старается выбрать себе для этого и удобное место жительства, и спокойную работу, и устроить все так, чтобы оставалось время на духовные занятия, чтобы день, неделя и вообще вся жизнь проходили размеренно: чтобы утром идти на paботу, вечером возвращаться домой, молиться в кругу семьи, читать духовные книги, в воскресение идти в храм. Допустимо общение с некоторыми православными, благочестивыми людьми, к которым можно пойти в гости на праздник.
Поскольку начальственные должности, ответственные посты вводят в разные искусительные состояния, православные стараются найти незаметную должность, но это не всегда от них зависит. Если человека сделали начальником или он, уже будучи начальником, обратился к православной вере, не обязательно бросать работу, нужно сначала постараться понять, есть ли воля Божия на то, чтобы остаться на этом месте.
Все начинается с внутреннего подчинения себя Богу. Исполнение евангельских заповедей приводит к тому, что внутри является душевный мир, который проясняет ум. Человек начинает по-другому смотреть на все то, что происходит с ним и вокруг него, начинает анализировать, сравнивать с Евангелием и стараться ходить путями Божиими, поэтому он бывает храним Богом.
— Может ли рассеянность привести человека к глубокому нерадению, или нерадение бывает результатом тяжелых, смертных грехов?
— Рассеянность может привести к глубокому нерадению. Неверный в малом не верен и во многом (Лк. 16, 10). Что такое рассеянность? Это предпочтение духовным интересам интересов внешних, телесных. Нельзя сказать, что для рассеянного человека безразлично все, что касается веры и Церкви. Это не так, но первичные его интересы — материальные: как накормить семью, заработать деньги, сделать карьеру, получить образование и т. д. и т. п.,— и он посвящает всего себя им. Таким образом, человек все время является заложником: он всегда что-то кому-то должен и никогда не свободен.
Но если человек начинает жить по евангельским заповедям, он освобождается от внешней греховной зависимости и постепенно обретает свободу во Христе. Он строит свой день, исходя из своих духовных интересов, занимаясь внешними делами настолько, насколько на это есть Божия воля и Божие благословение. Все встает на свои места: человек плодотворно исполняет внешние обязанности, имеет душевный мир и предстоит перед Богом в молитве.
Смертные грехи рождаются тогда, когда человек начинает суетиться, оставлять Христа, постепенно становясь рабом дьявола,— сначала немного, потом все больше и больше. Большие падения начинаются с маленьких грехов, иначе не бывает. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что если где-то случилось падение, то ему обязательно предшествовала гордость, а гордости предшествовало отступление от Бога, выраженное в совершении плотских, блудных грехов или в ереси. Верх такого падения — безверие, атеизм, богохульство. Виноват в этом только сам человек: никакие скорби, несчастья или внешние неприятности не могут привести его к падению, только собственное дурное произволение, а главным образом — нерадение .
|