Игумен Сергий (Рыбко). Духовная жизнь начинается с покаяния.

Глава 7. Чтение - духовного разума начало

Вера и знания

— Батюшка, как Вы считаете, какие области духовных знаний прежде всего должны интересовать людей, пришедших в Церковь?

— Для того, чтобы любить Бога, нужно знать Бога, для того, чтобы знать Бога, нужно постараться все узнать о Боге. Познания о Боге крайне важны для того, чтобы иметь истинно православную веру. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), грех держит человека только с помощью неведения, то есть незнания, недопонимания причин, следствий греха, и поэтому самое первое условие пребывания в Церкви, пребывания в единении с Господом — это осмысленная православная вера.

Человек, не знающий Бога, православной веры, истории Православия, не знающий, почему и как исторически сложились те или иные догматы, очень легко может быть обманут протестантами, сектантами, кем угодно, которые с помощью софистики сумеют доказать ему существование другой «правильной» веры. Человек православный должен твердо знать, почему он православный, должен уметь доказать свою веру, защитить ее.

Один батюшка рассказывал мне, что однажды ехал в автобусе и услышал, как у бабушки кто-то спросил: «А что такое Святая Троица?» — «О, я сейчас тебе отвечу: это Иоанн Предтеча, Матерь Божия и святитель Николай».

Многие люди считают такую бабушку церковной, она ходит в храм, причащается, значит, казалось бы, может ответить на вопросы. А получается, что сейчас она верит в Святую Троицу как Божию Матерь, св. Иоанна Предтечу и свт. Николая, а завтра придут какие-нибудь сектанты и перевернут все ее понятия, потому что человек, не имеющий знаний о своей вере, ничего не сможет им возразить. С помощью софизмов они уловят его ум и уведут из ограды Церкви. Поэтому необходимо знать свою веру хотя бы для того, чтобы ее не потерять.

— Есть мнение, что христианам многие знания не нужны, достаточно веры и глубокой молитвы, а иноку знания не нужны вообще. Согласны ли Вы с этим?

— Когда говорят, что иноку не нужно много знать, имеется в виду, что главное дело монаха, не имеющего священного сана,— молитва, поэтому о каких-то богословских проблемах ему думать не обязательно. Но некоторые духовные знания ему иметь необходимо. Например, и простой инок должен знать Символ веры, его объяснение, «Православный катехизис» святителя Филарета, митрополита Московского, основные положения православной веры.

Но когда инок в священном сане — это другое дело: он священник, проповедник, к нему приходят люди на исповедь, его куда-то приглашают, он обязан ответить на все вопросы. Поэтому святейший Патриарх Алексий говорит, что современные священники, как белые, так и иеромонахи, обязаны быть образованными, должны знать классическую и современную культуру, иметь представление о развитии науки, потому что сейчас в Церковь идут люди из самых разных слоев, в том числе и интеллигенция, и задают самые разные вопросы.

Некоторые считают, что одной из причин, приведших к революции, была необразованность священников, в том числе и в монастырях. Они не могли ответить ищущей истины интеллигенции на их вопросы, поскольку там было запрещено читать газеты, и насельники получали знания о происходящих событиях в основном по слухам и рассказам. Я думаю, что это действительно так. Современный священник должен постараться этого избежать и суметь ответить на все вопросы человека, пришедшего к нему на исповедь или для беседы.

На мирянина, конечно, эти обязанности не распространяются, но он живет среди людей и как любой христианин является как бы проповедником Евангелия. Вы — свет мира (Мф. 5, 14),— говорит Господь. Рядом с нами живут другие люди, на нас смотрят и, видя то, как мы себя ведем, судят о нашей вере, о Церкви, в которую мы ходим, о мировоззрении православного христианина.

Поэтому, если мы будем необразованными, невежественными, да еще при этом не очень благочестивыми, то большей дискредитации Православия придумать трудно. А добродетельный человек — это лучшая проповедь Православия. И прекрасно, если к своему благочестию мы сумеем приложить подходящее слово, ведь мы просто обязаны ответить людям на их вопросы, в доступной форме разъяснить, что такое Святая Троица, Святые Таинства, для чего нужно ходить в храм, доказать, что Бог есть, объяснить, почему «Гагарин летал, а Бога не видел».

Нужно знать свою веру для того, чтобы рассказать о ней людям. Если мы не будем рассказывать, кто же им расскажет? Когда к нам обращаются с вопросами о вере, о Боге, а мы не знаем, что ответить, и молчим, как провинившиеся школьники,— это грех, особенно если спрашивают наши домашние, наши дети. Поэтому вера и знания не противоречат друг другу. Если человек к духовным знаниям приложит знания материального мира и его законов, то его слово будет очень действенным. За каждого человека, которого мы приведем в Церковь, мы получим большую награду от Бога и прежде всего — прощение грехов.

Всякому вопрошающему мы должны дать отчет о нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А если не найдется слов, фактов, то как же мы будем давать этот отчет? Если мы будем все время говорить: «Не знаю»,— люди скажут, что все верующие — невежественные, необразованные, что вера со знанием никак не контактируют. А это — величайшее заблуждение. Наоборот, правильное, истинное знание, даже знание законов природы, обязательно приводит к вере в Бога.

Бог создал мир, в котором мы живем, и если человек непредвзято изучает физические законы этого мира, он обязательно придет к вере в Бога. Настолько все гармонично и удивительно в этом мире, что если взять любую область науки: биологию, астрономию, физику, химию, математику,— везде можно увидеть Господа. Задумавшись, откуда взялись такие удивительные закономерности, человек поймет, что это не могло произойти само собой,— значит, есть Бог, Который все это дал окружающему нас миру.

— А какие книги Вы посоветовали бы почитать, чтобы лучше узнать православное вероучение?

— Для этого нужно читать такие книги, как упоминавшийся уже «Православный катехизис» святителя Филарета (Дроздова), огласительные поучения Святых Отцов, в частности, «Огласительные слова» свт. Кирилла Иерусалимского. «Огласительные поучения» — это поучения, которые были составлены отцами и учителями Церкви для оглашаемых, т. е. для тех, кто готовился принять Крещение. В них излагались основные истины веры. Можно порекомендовать различные учебники по Закону Божиему.

Не могу не упомянуть и о книге, выпущенной нашим издательством имени святителя Игнатия. Это книга святителя Иннокентия Пензенского «Догматы истинной веры». Она была написана для православных семинарий и гимназий, в общем, для учащихся. Надо заметить, это первое послереволюционное переиздание трудов святителя, канонизированного поместным Собором 2000 года.

Далее, конечно, необходимо знать богослужение, и здесь можно посоветовать книгу архиепископа Вениамина «Новая скрижаль». До революции она выдержала несколько десятков переизданий, была переиздана и в наше время. В ней дано объяснение православного богослужения: Литургии, вечерни, утрени, Таинств, треб и т. д. Эту книгу можно назвать научно-популярной в области литургики — богословской науки, предмет которой — учение о церковном богослужении. Хотя она и была написана давно, однако не потеряла своей актуальности и сегодня.

Кроме того, сейчас издается немало книг, рассказывающих о Божественной Литургии. Литургия — это центральное богослужение, во время которого совершается Таинство Евхаристии, т. е. пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Каждая Литургия — это малая Пасха, и в ней как бы раскрывается Таинство искупления нас Спасителем. Это Таинство, конечно, необходимо пережить, но, чтобы его переживать, нужно что-то о нем знать. Поэтому такие книги тоже крайне важны.

Важно также знать жития святых и церковную историю. Что такое церковная история? Это история распространения Слова Божия на земле, история сначала апостольской проповеди, века апостольского; затем века мучеников, когда люди проливали кровь и отдавали свою жизнь за православную веру; затем, когда Церковь перестала быть гонимой, стала вселенской, на первый план выступает монашество.

Далее церковная история очень подробно рассматривает историю борьбы за догматы. Когда подняли головы еретики и возникли различные лжеучения, искажающие учение Церкви, со всех концов земли стали собираться Святые Отцы и на основании Священного Писания давать православные ответы на этот вызов мира сего. Таким образом сложился Символ веры и основные православные догматы. Также полезно знать, как возникали ереси, как с ними боролись, что это такое по своей сути, потому что дьявол и сегодня старается обмануть нас ересями. А чтобы мы грамотно могли противостать еретикам, чтобы мы не потеряли нашей веры, мы должны знать историю Православия, а также то, как оно распространялось.

Вообще церковная история — это история борьбы добра со злом, благочестия с нечестием, добродетели с грехом. С одной стороны, она повествует о великих подвижниках веры и Церкви, с другой — о людях порочных, нечестивых, которые пытались оказывать влияние на ход событий, противостать праведникам, ниспровергнуть Церковь. Это такие личности, как Арий, Несторий и другие, боровшиеся против Церкви. История говорит, каков был их конец.

— Отец Сергий, а если нет возможности читать книги? Предположим, человек незрячий и у него нет литературы? Правильно ли думать, что достаточно беспрекословно, без разговоров и рассуждений верить в Великого Господа Бога нашего, исповедовать православную веру, а все остальное: сотни всяких вер и ересей — это ничто?

— Да, безусловно, нужно иметь православную веру, но дело в том, что для этого необходимо ее знать. «Чем больше мы знаем Бога, тем больше мы Его любим»,— сказал один из Святых Отцов.

Поверить просто так, из ничего, из воздуха, как проповедуют протестанты, человек не может. Он должен иметь подтверждение своей веры, и, как говорит Священное Писание, вера бывает от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17). Но Слово Божие, Священное Писание, Евангелие, должно быть правильно понято и истолковано. Евангелие одно и у нас, и у еретиков, только еретики его искажают, а Православная Церковь, помимо Священного Писания, имеет еще православное Предание. Таким образом, мы понимаем Священное Писание в историческом контексте, так, как это сложилось за две тысячи лет христианства, так, как растолковали и разъяснили нам Святые Отцы, т. е. те, кто своей жизнью засвидетельствовал свою святость. Они, будучи духовно совершенными, святыми людьми, изложили нам в своих творениях свой духовный опыт, свое понимание Священного Писания. А повествования о них, различные патерики и жития, рассказывают нам о том, как они жили и в жизни своей исполняли евангельские заповеди.

Вообще же, учение Церкви всегда живо. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8). Он сказал: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). В Церкви живет Святой Дух, и всегда есть здравомыслящие люди, они расскажут о вере любому человеку, в том числе и незрячему, изложат православное учение, о котором сами слышали, читали, приняли его и исполнили в своей жизни, ответят на вопросы. Прежде всего это пастыри Церкви, специально на это поставленные, а также благочестивые миряне, особенно такие, которые знают Священное Писание, изучают его, начитаны в Святых Отцах. Тем более, что сейчас любой человек может получить духовное образование.

Например, в Свято-Тихоновском богословском институте есть такая специальность, как катехизатор; катехизатор — это тот, кто рассказывает об основах веры. И это не сегодня придумано. Например, святой равноапостольный Николай Японский, когда проповедовал Православие в Японии, назначал катехизаторов из благочестивых мирян, поскольку священников было мало, их не хватало, а он один везде поспеть не мог. Так что и миряне могут проповедовать, если имеют на это благословение.

— Разбойник, распятый со Христом, сказал: «Господи, помяни меня во царствии Твоем» (Лк. 23, 42) — и спасся, не зная Православия, он просто поверил. Как это можно объяснить?

— Он просто поверил. Во-первых, тогда еще Церкви не было, потому что Церковь началась со дня Пятидесятницы, с того момента, когда Святой Дух сошел на апостолов, хотя проповедь можно было слышать и прежде, и, видимо, разбойник слышал о Христе, потому что в те времена в Иудее не было человека, который не знал бы о Христе.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) очень много пишет о таинстве Креста, о страданиях ради Христа и о том, что, когда человек со смирением, с благодарением Бога переносит страдания,— а разбойник именно так их переносил,— то ему открывается высшее богословие, то есть Сам Господь.

Там, на Голгофе, рядом со Христом было два разбойника: один хулил Христа и так ничего и не понял, а другой, по одному Евангелию, вначале хулил (см. Мф. 27, 44), а потом, по другому Евангелию, покаялся. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое» (Лк. 23, 40–42).

Почему не открылось сердце первого разбойника? Оно настолько ожесточилось, что человек оказался недостойным увидеть Христа, понять, что перед ним — Христос. Он и не хотел этого, ему не нужен был Бог. Так он и умер в ожесточении и богохульстве. А второй разбойник, видимо, имел какие-то добрые дела, за которые ему дано было познать Христа.

Есть такое предание в Церкви: когда Божия Матерь с праведным Иосифом Обручником и с Младенцем Иисусом Христом бежали из Иудеи в Египет, их встретили разбойники, и один из них, увидев Божественного Младенца, был поражен Его красотой и велел своим товарищам не трогать их и отпустить. Это и был тот самый разбойник, который после был распят одесную Спасителя. Вот за это доброе дело и, видимо, еще за какие-то другие достойные поступки Господь сподобил его этой милости. Ведь и преступники бывают разные, в том числе сохранившие какое-то благочестие.

Видимо, было в этом человеке что-то хорошее, какая-то искорка Божия. И он, увидев, как страдает Спаситель, покаялся, исповедовал Христа Спасителя, обратился к Нему с молитвой и тут же услышал: Ныне со Мною будешь в раю. Он поддержал, утешил Спасителя в самую трудную для Него минуту, минуту Голгофской Жертвы, тяжких страданий, и за это был первым введен в рай. Это и наука всем нам, считающим себя праведниками: первым в рай вошел разбойник, а не праведники; и грешники тоже должны помнить об этом, чтобы не отчаиваться, ведь для каждого существует возможность покаяния.

Здесь величайшая Божия премудрость. Бог по-разному открывается людям. Разбойнику Он открылся особым, благодатным действием. Кому-то Спаситель открывается через страдания, а кому-то — через книги: человек ищет Бога, истину, изучая книги, и находит. Например, как мы уже упоминали, святой мученик Иустин Философ сказал, что философия есть детоводительница ко Христу для людей, которые благочестиво ищут истину. Персидские волхвы, пришедшие на поклонение Христу, были язычниками, жрецами, однако они искали истину и нашли ее в своих книгах, прочитав там пророчества о Христе. И звезда Вифлеемская привела их к Спасителю. Потом они приняли христианство, были замучены за Христа и прославляются Церковью как святые мученики. Разные пути ведут к Богу.

Чтение и спасение

— Отец Сергий, а почему духовная литература подвигает человека к исполнению заповедей Божиих? Как именно она действует на душу и сердце? Можете ли вы привести примеры такого действия?

— Духовная литература — это Слово Божие, которое говорится по благодати. Когда человек слышит Слово, оно входит в его ум и сердце и этим самым освящает и просвещает его. Во-первых, оно дает ответ на многие сокровенные вопросы. Во-вторых, оно врачует душу, утешает, умиротворяет. Слово от Бога, слово, осоленное высшей мудростью и благодатью, воспринимается совсем по-другому.

Помню свои первые шаги в Церкви, первый разговор с верующими людьми, особенно со священниками. Слово священника поражало простотой и глубиной одновременно, в нем была сила. Об этом я потом прочитал в Евангелии: Господь говорил не как книжники и фарисеи, а как власть имеющий (Мф. 7, 29). Таково и слово настоящего раба Божиего.

Такое слово потрясает, дает пример, хочется жить именно так, как живет этот человек, хочется последовать ему. Думаю, эта мудрость так удивляет и покоряет, потому что несет в себе благодать. Эта благодать касается души, и душа это чувствует и возжигается ревностью к тому, чтобы последовать этому слову.

Святитель Игнатий говорит, что, так как в книгах Святых Отцов содержится благодать Духа Святаго, их нужно почитать, ставить на почетное место, обращаться с ними уважительно. Известно, например, что старец Паисий Величковский для встречи человека, который привез ему в монастырь редкую духовную книгу, собрал всю братию, вышел сам и устроил колокольный звон. А в жизнеописании одного из Глинских старцев приводится такой случай. Как-то он зашел в келью к послушнику и увидел, что тот на духовную книгу поставил чайник. Он очень возмутился и сказал: «Как же это? Ты и на икону можешь чайник поставить?» — «Нет, не могу».— «А как же на книгу, там же тоже есть святые изображения, а самое главное, там Слово Божие, там благодать».

Почитая духовную книгу, мы почитаем Бога, ту Божию благодать, которая в ней содержится. А самое главное, книга — источник знания, источник заповедей, которые нам дает Господь для нашего спасения. И Священное Писание, и вообще духовные книги — это руководство ко спасению, к царствию небесному. Думаю, духовные книги, должны стоять вместе с иконами, в святом углу, потому что это Господь незримо присутствует в нашем доме.

— Батюшка, а насколько важно в наше время чтение творений Святых Отцов?

— Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что тот, кто в наши дни не читает книг Святых Отцов, спастись не может. Почему? Потому что раньше было много хороших духовников, подвижников, старцев, в каждом городе был монастырь, в каждом монастыре был свой подвижник. И даже если люди были простые, неграмотные, не умели читать, они, назидаясь жизнью этого подвижника, избирая его в духовные настав- ники, могли получить верное духовное знание и, руководствуясь его советами, спастись. Сейчас монастыри только начали возрождаться, многие иеромонахи недавно приняли постриг и, как правило, еще сами с трудом осваивают монашество, эту науку из наук, поэтому хороших наставников очень мало, но мы об этом уже говорили подробно.

Святитель Игнатий сравнивает писания Отцов со звездами, а Священное Писание — с луной. В древности, в первые века христиане плыли при свете дня, то есть при свете благодати Самого Солнца-Христа, Которое сияло в светильниках, в благодатных Отцах. Сейчас же — ночь, последние времена, а когда наступает ночь, то корабль плывет уже не при свете солнца, а ориентируется на луну и звезды. Хороший капитан должен уметь вести корабль по этим светилам. А если кругом совершенно беспросветная ночь, то тогда, наверное, лучше встать и подождать, пока зажжется какой-то светильник. Поэтому человек, отказывающийся от изучения творений Святых Отцов, делает непростительную ошибку.

Святитель Игнатий говорит о том, что утрачена духовная традиция, христианство неприметным образом уходит, удаляется от лица земли, утрачены светильники веры, духовные наставники и руководители, которые могли вести людей ко спасению, могли изложить свой духовный опыт. Подлинное христианство осталось в Слове Божием, в творениях Отцов, которые сами проводили святую жизнь и достигли духовного совершенства, а свой опыт, свой путь к Богу изложили в книгах. Поэтому сегодня, не читая творений Святых Отцов, можно заблудиться.

Итак, ныне приходится спасаться только по книгам, но книги нужно читать с разумом, поэтому необходимо, чтобы при этом был советник, лучше всего, конечно, священник, или другой начитанный человек, но начитанный не как книжник и фарисей, а такой, который живет по Святым Отцам, с которым можно общаться, советоваться и руководствоваться этими советами; тогда можно спастись. Когда же человек, не зная Святых Отцов, сам совершает свое жизненное течение, ему грозит опасность погибнуть.

Преподобный Иоанн Лествичник в самом начале своей «Лествицы» говорит, что тот, кто не нашел себе Моисея-путеводителя, который вывел народ израильский из пустыни в землю обетованную, находится в пучине погибели. Но, поскольку сейчас такого Моисея не очень легко найти, то для нас такие путеводители — книги. Человек, не открывший для себя значения духовных святоотеческих книг, не знает многих вещей. Всех нас спасает Господь, но имеющий правильное духовное знание спасется быстрее и удобнее, а не имеющему этого знания очень легко заблудиться, впасть в прелесть, выбрать ложные ориентиры и погибнуть.

Я бы не стал говорить, что не читать книги — смертный грех, но нерадение о чтении опасно.

— Но сегодня многие люди не считают нужным читать святоотеческие книги и говорят, что им достаточно храма, куда они «ходят за благодатью».

— Преподобный Варсонофий Оптинский сказал, что без знания творений епископа Игнатия (Брянчанинова) невозможно понять современное монашество, современное христианство, его дух и направление. Эти слова остаются в силе; они сказаны для всех, а не только для некоторых. Для меня тоже весьма прискорбно встречать у людей равнодушие к отеческим писаниям и, в частности, к горячо любимому мною святителю Игнатию (Брянчанинову).

Приходилось слышать такое мнение: «Я читаю Евангелие, Псалтирь, хожу в храм, слушаю там проповеди батюшек, мне этого достаточно. Главное — Евангелие и Псалтирь». А святитель Игнатий утверждал, что этого недостаточно. Он говорил: «Святые Отцы да приведут тебя к Священному Писанию, да будут для тебя детоводителями». Нужно научиться правильно понимать Евангелие и Псалтирь, знать и правильно понимать Предание Церкви.

Когда у человека появляется потребность более глубокой духовной жизни, он начинает искать ответ на возникающие у него вопросы. Рано или поздно он обращается к книгам, и тогда Господь посылает ему творения епископа Игнатия (Брянчанинова), которые суть ключ к правильному пониманию писаний древних и новых Отцов.

Когда человек начинает читать Святых Отцов именно с точки зрения поиска истины, а не просто для того, чтобы повысить свою эрудицию или сдать экзамены в богословском институте, он обязательно их для себя откроет. Как говорил прп. Нил Сорский, отеческие писания подобны песку морскому, в них есть ответы на все вопросы, их нужно только искать. Думаю, нужно разъяснять людям значение творений Святых Отцов. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Ты сей — сей и при дороге, сей и на голой земле, и на каменистой, и среди терния, а взрастит Господь».

— Однажды я сказала своей знакомой, что на меня очень сильное впечатление произвели рассказы из жизни египетских старцев, а она ответила: «Надо читать об отечественных старцах». Мне кажется, что так нельзя ставить вопрос: у них всех одно Отечество — Небесное, все они — Святые Отцы. Правильно ли так думать?

— Вы обе правы: нужно читать и то и другое, и жития древних Отцов, и жития святых, которые подвизались на нашей земле в течение тысячи лет после Крещения Руси — от подвижников, о которых говорится в Киево-Печерском патерике, до святителя Игнатия (Брянчанинова), Глинских, Оптинских старцев, подвижников ХХ века. Это златая цепь святости, и если одно звено в ней разорвать, то будет нарушена вся цепь.

Египетские старцы жили в первые века христианства, и с тех пор уже очень многое в мире изменилось. Коптская, т. е. египетская, Церковь отошла от благодати, приняв монофизитскую ересь. Древние египетские монастыри сохранились, но сейчас их населяют еретики-монофизиты. Таким образом, осталась только история православного Египта и писания о его старцах.

Существует большая разница между христианством века апостольского, века мученического, золотого века монашества, к которому как раз относятся египетские Отцы, и современностью. Книги, как мы уже говорили,— первые наши помощники и руководители. Они разъясняют нам Слово Божие, помогают применить его к различным обстоятельствам жизни. Но в IV и V веках были одни обстоятельства, а в ХХ и ХХI — другие. Вы не сможете правильно понять духовной жизни, не сможете правильно понять поучения самих древних египетских старцев, если не посмотрите, как воплощали их заветы наши отечественные подвижники, близкие к нам по времени.

Если читать только древних Отцов, то сложится неправильное представление о духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в предисловии к пятому тому своих творений пишет: «Так поступает путешественник, претерпевший страшные бедствия в многотрудном и продолжительном путешествии: свои заметки, драгоценное сокровище, он передает тем, которые намерены предпринять подобное путешествие, или уже вступили на путь, не зная его или ознакомившись с ним лишь поверхностно, по описаниям устаревшим. Здесь указаны изменения, изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние. Здесь указано, каким образом должно пользоваться писаниями древних и применять их к современности, избегая того ложного положения с его последствиями, в которое поставляется всякий не понявший и не приметивший необходимости применения».*

Если плыть по старым картам, то можно сесть на мель и погибнуть, потому что все меняется. Если же учитывать перемены, которые произошли в духовной жизни, руководствуясь такими книгами, как творения святителя Игнатия (Брянчанинова), письма игумена Никона (Воробьева), то у нас есть надежда на спасение. Именно через эти книги нужно прочитывать писания Отцов древности.

— Есть мнение, что в наше время достаточно читать книги только святителя Игнатия. Можно ли с ним согласиться?

— Я бы не стал говорить, что сегодня спасают только книги святителя Игнатия. Это однобокий взгляд. Христианство очень многообразно. Сам святитель говорит, что спасают Святые Отцы, а не один человек, поэтому изучать Святых Отцов надо в многообразии. Святитель Игнатий говорит, что одна из целей написания Отцами своих книг была промыслительная, что Господь Святой Дух провидел, как оскудеют светильники благочестия и духовные наставники, и поэтому внушил Святым Отцам написать свои творения. А святителю Игнатию Он внушил переработать эти творения, изложить применительно к нашему времени, поднять и разъяснить те вопросы, которые не поднимались Святыми Отцами древности или поднимались сокровенно.

Да, начать лучше со святителя Игнатия, потому что это ключ к правильному пониманию Отцов, но дальше необходимо перейти к творениям других Отцов. Нужно читать и святителя Феофана Затворника, современника святителя Игнатия; их очень интересно читать вместе, потому что они дополняют друг друга. Кстати, они переписывались, святитель Феофан спрашивал совета у святителя Игнатия, когда собирался уходить в затвор. Святитель Игнатий ему тогда не благословил уходить; и святитель Феофан последовал этому совету и ушел в затвор не сразу.

У святителя Феофана, наверное, лучшие толкования на апостольские Послания. Он разъяснял их не от себя, а собирал и соответствующим образом составлял разные толкования Святых Отцов. Поэтому, читая толкования святителя Феофана, мы тем самым обращаемся к опыту всей Церкви. В этом его большая заслуга. Также очень интересно его толкование на псалом сто восемнадцатый. Вообще же нужно читать все его книги: и аскетические творения, и письма.

Весьма полезны и письма Оптинских старцев, и упоминавшиеся письма игумена Никона (Воробьева), и книги о греческих отцах — современных старцах, на святой горе Афон и вообще в Греции просиявших, и жития, творения и письма современных подвижников благочестия, и, разумеется, книги древних Отцов: прп. Иоанна Кассиана Римлянина, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Исаака Сирина, Варсанофия Великого и Иоанна Пророка — они, мне кажется, обязательно должны быть прочитаны.

Я назвал только аскетических писателей, но ведь многие Отцы истолковывали Евангелие: святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блж. Феофилакт Болгарский и другие,— и сейчас все эти книги, слава Богу, выходят. Из современных Отцов можно порекомендовать святителя Василия Кинешемского, который достаточно подробно разъяснил Евангелие от Марка. Кроме того, любые аскетические писания Отцов, и то же «Добротолюбие», основаны на Евангелии и, по сути, являются разъяснением евангельских заповедей или нравственного Предания Церкви. Если человек хочет знать истину, он обязательно будет их читать и изучать.

— Может ли молитва правильно совершаться без чтения и понимания творений Святых Отцов, ведь, например, игумен Никон (Воробьев) пишет, что молитве и христианству надо учиться только у свт. Игнатия (Брянчанинова)?

— Для души естественно обращаться к Богу через молитву. У новоначального, может быть, багаж знаний и невелик, но он не должен оставлять молитвы из-за того, что чего-то не знает. Например, в провинции, во многих деревнях, совсем нет духовных книг, а раньше было много неграмотных людей, которые не умели читать, но это не означало, что они не должны были молиться. Но одно дело — когда у человека нет возможности читать духовные книги, а другое дело — когда такая возможность есть, и в этом случае, конечно, необходимо приложить к молитве чтение Святых Отцов.

Чем больше мы будем знать о молитве, тем большего количества ошибок избежим, и тем успешнее будет наш труд. Любое аскетическое делание, особенно молитвенное, ставит перед человеком много проблем. Далеко не всегда можно получить ответ у священника, а читая книгу, особенно о молитве, мы получаем ответы на наши вопросы.

Кроме того, только высокодуховные мужи могут пребывать в молитве непрестанно день и ночь. Ум человека среднего не такой силы, мы не можем молиться непрестанно, поэтому лучше почитать что-то о Боге. Если устанем читать о Боге, можно почитать что-нибудь об этом мире, например, какую-нибудь научную статью. Святитель Феофан (Затворник) разрешает такое чтение. Сам он имел в затворе телескоп, микроскоп, фотоаппарат, медицинский атлас, различные научные книги, произведения мировых классиков и философов. Все это не мешало его затвору, его молитвенным и литературным занятиям.

Можно читать мемуары; игумен Никон (Воробьев) рекомендует читать исторические книги. Конечно, лучше читать книги духовные, если уж не можем молиться, но когда и на это нет сил и возможностей, то вместо празднословия и пустого хождения в гости к не очень благочестивым людям, лучше почитать что-нибудь о птичках, рыбках, цветочках.

— Отец Сергий, а полезно ли читать православные газеты и вообще православную периодику?

— В некоторых душевных состояниях, думаю, даже необходимо. Когда человек очень сильно устал, он не в состоянии воспринять серьезную отеческую книгу, и можно почитать о событиях, происходящих в православном мире. Периодические издания — это летопись современного Православия, где рассказывается о разных церковных явлениях, приводятся описания подвижников благочестия и т. д. Я очень люблю, например, читать различные епархиальные издания, особенно отдален-

ных епархий. Сейчас открылся доступ в разные архивы, и там публикуются жития подвижников, мучеников, случаи из церковной истории. Все это очень интересно.

К сожалению, большинство периодической литературы издается людьми, недавно обратившимися к Богу, и темы, которые они затрагивают, не всегда глубокие, хотя в последнее время, надо сказать, издания становятся более серьезными. С моей точки зрения, самая лучшая газета — это «Православный Санкт-Петербург». Она издается серьезными православными людьми, и там есть очень полезная информация на разные темы; я, как монах, нахожу там для себя много интересного. Люблю также газету «Радонеж»: она очень актуальна, отвечает на многие вопросы современности, из нее я узнаю информацию, которая мне как настоятелю храма, полезна и необходима.

— Святитель Феофан Затворник пишет, что книги с человеческими мудростями могут питать дух, но чтобы разобраться в них, чтобы «обнаружить премудрость, и благость, и правоту писавшего», надо быть человеком образованным. На самом ли деле это так? Ведь тот же свт. Феофан замечает, что самое высшее наше наслаждение есть чтение творений Святых Отцов, обучающих умно-созерцательной жизни. Можно ли сказать, что изучение Святых Отцов возбуждает душу к доброму соревнованию?

— Книги человеческой мудрости — это прежде всего научные книги. Наука изучает Божии творения. Но, как известно, есть наука и есть лженаука, есть гипотезы, теории, а есть аксиомы, научные факты. И нужно уметь это различать. И здесь, может быть, важно не столько высшее образование, сколько способность понимать, где научные данные, которым можно доверять, а где выдумки. Например, сейчас распространяется учение некоего Фоменко, который всю историю перевернул с ног на голову. Ясно, что все это ложь, человек просто зарабатывает таким образом деньги, выдавая за науку свои оригинальные выдумки.

И теорию Дарвина тоже долго выдавали за научную, а сейчас, например, в Англии ученые объединились и написали протест против ее преподавания в общеобразовательных школах, поскольку эта возмутительная теория совершенно не соответствует последним данным науки. Известно, как добывались «открытия» дарвинистов: они подтачивали кости напильниками, чтобы выдавать питекантропов за динозавров или динозавров за питекантропов; их много раз ловили на такой подделке.

Сам святитель Феофан, как мы уже говорили, пребывая в затворе, имел разные научные книги, выписывал почти все журналы, которые выходили в России, в том числе научные, интересовался всем этим и все это изучал.

Вообще он был очень образованный человек. Он очень любил историю и говорил, что она отражает судьбы Божии о народах и поэтому весьма полезно ее изучать — не только Священную историю, но общечеловеческую. И в своих книгах свт. Феофан часто обращался к научным данным в качестве доказательства явлений духовного свойства.

Итак, конечно, сама по себе наука не противоречит вере, как нас долго убеждали. Сейчас во всех цивилизованных странах очень заметен союз науки и веры.

Чтение же Святых Отцов всегда признавалось царицей добродетелей, поскольку прежде чем что-то исполнить, это нужно узнать. Читая аскетические и догматические творения Святых Отцов, мы приобщаемся к той глубине их веры, которую они стяжали своей подвижнической, евангельской жизнью.

— Когда читаешь книги Святых Отцов о разных грехах: злобе, ненависти, зависти и т.д.,— чувствуешь, что ты очень грешен и сильно переживаешь. Я дала одну книгу соседке, а она говорит: «Я не могу читать – у меня повышается давление». Как быть в таких случаях?

— Бывает, что некоторые книги человеку читать рано. Помню, когда я впервые читал «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова), то впал в уныние и отчаяние: не понес того, что там написано. Я был еще совсем молодой. Спросил у своего духовника, а он говорит: «Знаешь, не читай пока. Придет время — прочитаешь». И, действительно, когда через несколько лет, в монастыре, я обратился к этой книге, то уже совсем по-другому прочитал все то, что не мог читать прежде. Для каких-то книг нужно созреть.

— Наверное, нужно подобрать какое-то другое чтение?

— Да, о том же покаянии можно найти такое чтение, которое не испугает, не приведет в отчаяние и уныние. Преподобный Антоний Оптинский говорил, что можно сказать человеку: «Сейчас я тебе так дам, что у тебя и глаза выскочат», а можно постепенно приводить его к раскаянию, чтобы в нем не пропала надежда. При настоящем раскаянии человек не теряет надежды на милосердие Божие. А раскаяние, которое кончается отчаянием,— неправильное раскаяние.

Выбор чтения

— От чего зависит выбор чтения церковного человека?

— Наверное, от разных обстоятельств, потому что люди все разные: некоторые работают в миру, некоторые служат при храме, связав свою жизнь с Церковью, есть желающие получить духовное образование, есть духовенство, священники, и т. д. и т. п. Важно также, где человек живет: в сельской местности или в городе, и каков его интеллектуальный уровень.

Святые Отцы говорят о том, что мирянам нужно читать книги, написанные для мирян, монашествующим и тем, кто склонен к монашеской жизни,— книги, написанные для монашествующих. Среди последних различается также чтение для совершенных, для преуспевших и для новоначальных.

Есть духовная жизнь деятельная и есть — созерцательная. Деятельная жизнь — когда человек что-то делает. Созерцательная жизнь — это жизнь молитвенная, внутренняя. Естественно, книги, написанные о созерцательной жизни, понимает тот человек, который к ней прикоснулся, вступил на поприще такой жизни.

Сначала же нужно читать книги о деятельной жизни. Для мирян (впрочем, и для монашествующих также) писали такие учителя Церкви, как свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник.

Книги следует выбирать соответственно своему «чину». Семейным людям необходимо одно чтение, тем, кто не имеет семьи, но в будущем хотел бы ее создать,— другое; тем, чья семья распалась — по причине смерти одного из супругов или еще по какой-то причине — и кто живет целомудренной жизнью,— третье, т. к. у всех разные вопросы и интересы.

Но любой человек должен постепенно углублять свои знания о вере, т. к. где бы ни находился христианин, в каком коллективе бы он ни был, окружающие, зная, что он верит в Бога, периодически задают ему вопросы о вере. И нужно, как мы уже говорили, уметь дать ответ. Кроме того, если у человека есть дети, то его обязанность воспитать их в христианской вере, объяснить им то, что им непонятно, рассказать об истории Церкви и о ее учении и т. д.

— Батюшка, а какие книги Вы посоветуете молодым людям, которые намерены уйти в монастырь?

— Это вопрос непростой. Естественно, прежде чем уйти в монастырь, нужно познакомиться с монашеством. У многих из тех, кто узнает о монашеской жизни поближе, желание оставить мир начинает ослабевать, и, наверное, это правильно, потому что все-таки в монастырь нужно уходить, когда человек готов к этому, знает, куда идет, и, самое главное, когда есть Божия воля, Божие благословение на такой решительный шаг.

Таким людям я посоветовал бы прочитать авву Дорофея, прп. Иоанна Лествичника, творения святителя Игнатия, особенно пятый том, «Приношение современному монашеству». Я никому не советую уходить в монастырь, не прочитав этой книги. Нужно понять не только, что такое монашество, но и чем современное монашество отличается от монашества древнего. Это крайне важно. Святитель Игнатий поднимает эту тему. Святитель Феофан тоже много пишет о монашестве. Недавно вышли письма схимонаха Паисия Афонского; вначале помещено его письмо как раз к молодым людям, которые готовятся вступить в монашество. Он пишет о том, как нужно готовить себя, как — родителей, чем руководствоваться при выборе святой обители и т. д.

Посоветую почитать и прп. Исаака Сирина. Некоторые считают, что он писал только для отшельников, для людей высокодуховных. Я впервые прочитал его «Слова», когда мне было 20 лет, и они произвели на меня неизгладимое впечатление. Конечно, я мало что понял, но то, что смирение нужно полагать в основу всей своей жизни, всех своих подвигов,— а это, в общем, понятно, близко и доступно всем,— я уяснил на всю жизнь. Хорошо также почитать преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, который описывает свои путешествия по египетским пустыням первых веков христианства, свои беседы со старцами-подвижниками; в них можно найти очень много полезного.

Конечно, нужно читать и жития святых, особенно последнего времени. Я очень люблю издание «Отечественные подвижники благочестия ХVIII–ХIХ веков», считаю, что они не менее важны, чем жития святых свт. Димитрия Ростовского. Это энциклопедия русской святости (четырнадцать томов), написанная по благословению священномученика Никодима Белгородского, который сам принимал участие в работе над ней.

Вообще, книг очень, очень много, но повторю: только одного чтения все-таки недостаточно, нужно общаться с монахами, побывать в святых обителях, найти себе духовника-монаха. Преподобный Исаак Сирин говорит, что тот, кто собирается в монастырь, должен духовником иметь монаха, а не белого священника. И только, наверное, получив достаточно знаний, приготовив себя в соответствии с книгами Отцов и советами духовника, можно думать о таком шаге.

— Что бы Вы посоветовали читать людям, которые уже вступили в святую обитель, живут в монастыре?

— У них, наверное, есть духовник, который направляет их чтение. Хотя есть случаи, когда человек, поступая в монастырь, продолжает руководствоваться советами духовника, который остался в миру. Думаю, что это вполне допустимо и даже правильно.

Вообще же жизнь монаха — это тайна, и выбирать чтение ему нужно в зависимости от вопросов, которые у него возникают, от его внутренней жизни. Кто-то берет в руки «Добротолюбие», кто-то более простые книги, но, думаю, в монастыре, на передовой духовной жизни, творения святителя Игнатия — самое первое чтение: они утешают, дают совет, порой очень вовремя. Все подвижники ХХ века, такие, как отец Никон (Воробьев), иеросхимонах Стефан (Игнатенко), схиархимандрит Игнатий (Лебедев) — никогда не расставались с его книгами.

Конечно, нужно перечитывать авву Дорофея, прп. Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других Св. Отцов. Думаю, что также нужно обязательно изучать историю своей обители и жизнь подвижников, которые там подвизались. Когда я был насельником Оптиной пустыни, то читал духовное наследие Оптинских старцев и воспоминания о них, так что незримо чувствовалось их присутствие.

— Можно ли мирянину читать «Добротолюбие»?

— Святитель Феофан Затворник считал, что «Добротолюбие» можно читать всем. Он послал пятый том «Добротолюбия», который недавно перевел, одной домохозяйке, и в письме заметил: «Не думайте, что там вас ничего не касается. Хоть там и написано о высоких вещах, но вы, тем не менее, его прочитайте и приложите к жизни то, что возможно». С другой стороны, святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что «Добротолюбие» — это чтение не просто для иноков, но для иноков преуспевших, хотя некоторых авторов «Добротолюбия» рекомендовал всем. Чтобы правильно понять «Добротолюбие», необходимо иметь некоторую подготовку, и не только аскетическую (т. е. когда человек делом исполнил писания Святых Отцов), но и книжную.

Необходимо прочитать сначала какие-то другие книги, попроще, и уже потом переходить к «Добротолюбию». Это можно сравнить с тем, как мы получаем образование: сначала человек учится в начальной школе, потом в средней и только после этого поступает в высшее учебное заведение. Если же он сразу поступит в вуз, будучи неграмотным, то не сможет там учиться, или неправильно что-то поймет. Чтобы этого не произошло, надо начинать с книг для новоначальных.

Еще раз подчеркну, что начинать нужно с Отцов, которые ближе к нам по времени: со святителя Игнатия (Брянчанинова), особенно с первого и четвертого тома его творений, со святителя Феофана Затворника, который изложил основы аскетической жизни в таких книгах, как «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Путь ко спасению» и других. Еще можно порекомендовать «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца в переводе святителя Феофана Затворника и других отцов, которых я уже перечислял. Сначала лучше прочитать их, а потом уже переходить к более древним авторам. Можно читать и «Добротолюбие», если ваши пастыри вас благословят.

— Батюшка, но если человек все-таки будет читать «Добротолюбие», то с чего лучше начать? Там ведь есть, наверное, какие-то главы и о деятельной жизни?

— Я бы советовал читать «Добротолюбие» в русском переводе, сделанном святителем Феофаном. Можно просмотреть второй том: там говорится о добродетелях, о страстях; можно также порекомендовать четвертый том, в котором собраны поучения преподобного Феодора Студита: он пишет для монашествующих, но любой православный человек, думаю, может извлечь оттуда для себя полезные уроки. А, например, пятый том предназначен уже для настоящих делателей молитвы Иисусовой — исихастов. Мне кажется, для нас будет преждевременным брать его в руки.

— Как Вы посоветуете мирянину читать «Лествицу»? И можно ли самому, не имея опытного духовного руководителя, каким-то образом пытаться восходить по описанным ступеням?

— «Лествицу» нужно читать всем: и мирянам, и монашествующим. Об этом говорит, в частности, и то, что одно из воскресений Великого поста посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника. И по уставу за богослужением положено читать отрывки из «Лествицы», Пролога, творений некоторых Отцов Церкви, написанных первоначально для монахов. Но советы, данные там, изъяснение евангельских заповедей полезны всем: и мирянам, и монашествующим,— всем, кто желает спастись.

Преподобный Макарий Оптинский говорил, что «Лествица» святого Иоанна, а также «Поучения» аввы Дорофея должны быть настольными книгами для любого православного христианина, их нужно перечитывать каждые три года. И сам он так делал.

«Лествица» была написана монахом и для монахов, но закономерности духовной жизни одинаковы для всех, и никакого греха не будет мирскому человеку прочитать эту книгу, узнать способы борьбы со страстями, открыть для себя духовные истины, которые можно применить в своей духовной жизни. Главное, при чтении ее — исходить из того, что мы — никто, не взошли даже на первую ступеньку. Дай Бог когда-нибудь хотя бы мысленно, хотя бы символически взойти на нее. Этого уже будет достаточно.

Первая ступенька — это отречение от мира, когда человек, может быть, и не дав монашеских обетов и оставаясь связанным семейными узами, осознает пагубность мира и необходимость жить ради Бога. Оставаясь в миру и продолжая исполнять свои обязанности по отношению к близким, он не забывает и о своих обязанностях по отношению к Богу: о посещении храма, молитвенном правиле, соблюдении постов, о борьбе со страстями и о делании евангельских заповедей.

Сейчас мало тех, кто осилил первую ступеньку. Ведь что значит взойти на какую-нибудь ступеньку? Это значит в совершенстве достигнуть той добродетели, которая ей соответствует. Но совершенное отречение от мира, совершенное целомудрие, совершенное рассуждение, совершенное послушание и т. д.— это дела святых людей, а их всегда было очень мало, тем более сейчас.

— Сейчас выходит много писем святых и подвижников благочестия. Как мы можем научаться из них духовной жизни, если они чаще всего были написаны в ответ на конкретные вопросы конкретным лицам, и могут противоречить друг другу?

— Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что многие писания еще древних Отцов представляют собой именно частные письма. Послания апостольские — это тоже письма, написанные определенным группам христиан. И «Лествица» была написана преподобным Иоанном Лествичником по просьбе игумена, который задал ему конкретные вопросы. Творения преподобного Исидора Пелусиота, современника святителя Иоанна Златоуста (кстати, у нас в издательстве вышел его двухтомник) состоят из писем к разным лицам: мирянам и монашествующим, епископам и священникам,— в них разбирается множество частных вопросов. Однако они вошли в «Добротолюбие», просуществовали более полутора тысячи лет, и люди читают их и назидаются. В обширном духовном наследии прп. Нила Синайского письма также занимают большое место (они тоже выходили в нашем издательстве).

Духовный опыт святого человека — это уже опыт Церкви, и его пример разрешения каких-то частных вопросов весьма важен и вполне может быть использован другими людьми.

С другой стороны, святитель Игнатий говорит, что духовная литература подобна аптеке: человек неискушенный, не разбирающийся в лекарствах может выбрать то лекарство, которое для него окажется ядом. Необходимо иметь рассуждение, а для этого нужен духовник, который поможет правильно выбрать книгу. По словам игумена Никона (Воробьева), дело современного духовника — помочь своему духовному чаду выбрать правильный ответ на вопрос из отеческих писаний.

Итак, письма публиковались всегда, это было в традиции Церкви, начиная с апостольских времен, и на это была Божия воля. Сегодня вышли замечательные письма Оптинских старцев, игумена Никона (Воробьева), святителя Феофана Затворника, которые были изданы им самим, святителя Игнатия (Брянчанинова), который, кстати, запретил их публиковать, запретил по смирению, но была воля Божия их издать. Это замечательные, потрясающие письма, в них содержатся такие духовные перлы, которые, я думаю, не одного человека привели к вере и обратили на путь покаяния. (Кстати, в нашем издательстве была выпущена прежде неопубликованная переписка свт. Игнатия с оптинскими старцами — под названием «Странствие ко вратам вечности»).

Нам нужно быть благодарными Господу за то, что эти письма доходят до нас. Это очень полезное чтение. Писал человек 100—200 лет назад письмо другому человеку, а теперь это письмо читают десятки тысяч других людей, назидаются, получают пользу. Господь хочет, чтобы этот духовный опыт получил не только один, но и многие, поэтому они и доходят до нас.

— Насколько осторожно нужно относиться к выбору новой литературы? Ведь все-таки надо знать, насколько автор причастен Божественной благодати. Например, творениям свтт. Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника мы можем доверять, потому что это люди святые. Наверное, нельзя все подряд покупать, даже если, может быть, и батюшка советует какую-то книгу почитать.

— Все-таки батюшкам надо доверять, потому что они люди, во-первых, грамотные, во-вторых, объективно имеющие благодать и, в-третьих, поскольку они постоянно имеют дело со Словом Божиим, наверное, у них есть определенный «духовный вкус». А вообще святитель Игнатий нам дал такой критерий, по которому нужно отбирать не только то, что мы читаем, но и то, что слушаем: учение любого проповедника, любого пастыря — об этом уже шла речь выше — нужно поверять Святыми Отцами.

Итак, мы несомненно должны доверять святоотеческим писаниям. А слушая и читая проповеди и поучения новых учителей, мы должны проверять, что в них согласно со Святыми Отцами, а что нет, и то, что согласно, брать, а то, что не согласно, отставлять. При этом надо постараться понять, действительно ли это несогласно с учением Св. Отцов, или мы чего-то не понимаем. Может быть, стоит посоветоваться с духовником. Ведь сейчас такое время, когда и чтения Святых Отцов недостаточно, поскольку современная жизнь ставит пред нами свои вопросы. Но и без Святых Отцов, как мы уже говорили, спасение затруднительно.

Из современных авторов мне интересен, например, архимандрит Лазарь (Абашидзе), некоторые произведения архимандрита Рафаила (Карелина), особенно воспоминания о различных современных старцах, поскольку это прикосновение к живой святости. Эти жизнеописания также содержат и наставления, и ответы на вопросы, которые задавали подвижникам христиане XX века. Это ближе нам по времени, и это, наверное, самое дорогое.

Замечательная книга — «Святой преподобный Серафим Вырицкий и русская голгофа». Я считаю, что это одна из лучших книг, вышедших за последнее время. Творения отца Дамаскина (Орловского), его энциклопедия святости, «Подвижники благочестия, мученики, исповедники ХХ века»,— наверное, должны быть настольной книгой современного православного человека, поскольку каждая эпоха имеет какие-то свои, особые черты, ставит свои вопросы и дает свои ответы.

Если мы не учтем преемственности, то не сможем понять, как сейчас нужно правильно строить свою духовную жизнь. Из ХIХ века нельзя так просто, закрыв глаза, перескочить в век ХХI, это будет неправильно. ХIХ век — век святителя Игнатия, святителя Феофана, Оптинских старцев, прп. Серафима Саровского, других подвижников. Но ХХ век — это тоже век подвижников благочестия, век мучеников, исповедников, век прп. Силуана Афонского, отца Никона (Воробьева).

Все это нужно знать, чтобы правильно понять сегодняшнюю жизнь. Но необходимо читать и современную литературу. К тому же, большинство авторов сейчас пишет для новоначальных, т. е. для тех, кто идет к Церкви или кто только что пришел в нее. Эти книги нужны, потому что с человеком нужно говорить на его языке, на современном языке разъяснить ему истины веры. А за более глубокими наставлениями нужно обращаться к Святым Отцам.

— Как Вы относитесь к произведениям старца Паисия Святогорца?

— Очень хорошо. Издательство нашего храма неоднократно обращалось к личности этого старца и его писаниям. Книга «Когда чужая боль становится своей» выдержала уже очень много изданий, она очень популярна среди православных и постоянно переиздается.

Сейчас выходят воспоминания об отце Паисии, беседы с ним в переводе с греческого языка. Его наставления ценны тем, что этот благодатный светильник жил во времена, близкие к нам (он умер в 1993 году). Когда я был насельником Оптиной пустыни, наша братия ездили на Афон, видели старца — это было в 1991 или 1992 году. Кстати, на вопрос, что будет с Россией, он ответил: «Над Россией сейчас тучка, но она скоро пройдет. Нужно детей учить Слову Божию», т. е. воспитывать молодое поколение в истинах веры. С таким оптимизмом он смотрел на будущее России.

Однако с некоторыми его мнениями я не совсем согласен. Например, борцы с ИНН ссылаются на его суждение о Шенгенских визах и электронных паспортах. Но, во-первых, налоговые номера — это все-таки не электронные паспорта, есть разница; во-вторых, я думаю, что отец Паисий переоценивал значение электронных паспортов. Но это мой личный взгляд, для кого-то он может быть неприемлемым.

Старец Паисий, несомненно, человек святой жизни, но мы знаем, что даже у Святых Отцов бывали иногда догматические заблуждения и ошибки. Кроме того, могут быть некачественные переводы. Иногда возникают даже противоречия: в одной книге старец Паисий говорит одно, в другой прямо противоположное. Я думаю, это, с одной стороны, недостатки перевода, а с другой,— сказанное одному не всегда подходит другому. Например, кому-то отец Паисий говорит, что не надо заниматься политикой, а кому-то, наоборот,— советует, чтобы безбожники не захватили все государственные посты и не начали преследовать Церковь. То есть одному человеку политикой заниматься не надо, а другому, кому Бог благословит, надо. Нужно с рассуждением читать эти писания, как и вообще любые книги.

О рассуждении и осторожности

— Отец Сергий, а как вообще быть с проблемой перевода? Часто при переводе святоотеческой литературы, а особенно современных греческих книг, теряется или искажается смысл. Некоторые стараются переводить текст дословно, но слова порой имеют множество значений, а какие-то идиоматические выражения невозможно адекватно перевести на русский язык. Получается, что читатель все время подвергается риску получить неточную передачу слов святого человека.

— При переиздании книг Святых Отцов, вышедших в России до революции, мы сталкивались с большими проблемами, поскольку тогда часто делали так называемый «зеркальный» перевод, т. е. текст переводился слово в слово, был иногда просто непонятен и нуждался в редактировании. Например, перевод творений преподобного Феодора Студита был сделан более или менее хорошо, а вот в переводах прп. Исидора Пелусиота, свт. Амвросия Медиоланского, «О покаянии и надежде воскресения», прп. Нила Синайского были «темные места», неточности. Мы долго сидели, ломая головы, думая, что это значит. Догматы просто не решились трогать, оставили, как есть, на совести переводчиков, потому что нужно самому быть святым отцом, иметь благодатное просвещение, чтобы разъяснять догматы, догадываться, что хотели сказать другие Отцы, иначе сделаешься родоначальником ереси. Но в тех местах, которые касались нравственной области я, как священник, счел возможным под свою ответственность внести некую ясность.

Вообще издание книг — очень серьезное дело, которое Церковь должна взять под свой контроль и готовить для этого кадры. Наверное, наши духовные учебные заведения — Свято-Тихоновский богословский институт, может быть, даже Духовная Академия — должны готовить не только будущих пастырей, но и будущих издателей, потому что издание Слова Божия — весьма важное дело. Мы знаем, что при Издательском совете создано учебное заведение, которое готовит православных журналистов, но в масштабах нашей Церкви этого недостаточно.

Печатное слово — это великая ответственность; устное слово со временем, может быть, будет забыто, а вот книга останется в веках, ее будут читать наши потомки. И если издатели что-то не так перевели, это может привести даже к возникновению ереси. Мы же знаем, что старообрядческий раскол последовал оттого, что переписчики делали ошибки в книгах.

Сейчас появляются издания Святых Отцов Библейского богословского института имени апостола Андрея Первозванного, который основан протоиереем Александром Менем и связан с отцом Георгием Кочетковым, т. е. фигурами одиозными, чьи воззрения нельзя назвать православными. Я бы сказал, что они выполнены не всегда добросовестно и доброкачественно и порой не соответствуют подлинникам.

Повторю, на издателях лежит великая ответственность, если они берутся что-то переводить и издавать. А человек, который берет в руки современную книгу, особенно перевод с греческого языка, должен понимать, что некоторые вещи могут быть переведены неточно. Как мы уже говорили выше, их надо поверять Святыми Отцами.

— То есть критерием истинности того или иного изречения, которое для нас непонятно или сомнительно, является общий контекст Святых Отцов?

— Соответствие Священному Писанию, Священному Преданию и отеческим писаниям. Этим нужно поверять все, что мы читаем,— об этом мы постоянно напоминаем, как и о том, что вообще за разъяснениями непонятного надо обращаться к своим духовникам.

— Назовите, пожалуйста, современную православную литературу о жизни Христа и ее источники.

— О жизни Господа нашего Иисуса Христа повествует Евангелие, и вся литература о Нем имеет основанием Священное Писание и священное Предание Церкви. Наверное, современной литературой можно считать и переиздания Святых Отцов, которые писали о Христе. Это очень обширная литература.

Возможно, современная наука могла бы обогатить ее какими-то археологическими находками. Например, в семинарии до революции преподавали такой предмет, как церковная археология. Были найдены Кумранские рукописи и т. д., но все это требует очень глубокого изучения.

Сейчас выходят книги, в которых рассказывается о последних открытиях, связанных с Туринской плащаницей, называемой пятым Евангелием. В течение уже многих лет ее всесторонне изучают, делаются открытия. Результаты этих исследования многих привели к Богу. Я, например, знаю одного профессионального фотографа, которому еще в советские годы, когда это было под запретом, показали фотографию Туринской плащаницы, по сути представляющей собой негатив. Он долго, внимательно смотрел и сказал: «Этого подделать нельзя». После этого он, атеист, задумался о Боге, уверовал и пришел в Церковь. Вообще, очень многие, столкнувшись с Туринской плащаницей, обратились в христианство.

В Сретенском монастыре есть большая фотография Туринской плащаницы.

Вообще же, в огромном море современной православной литературы сложно ориентироваться. Ежедневно на прилавках книжных лавок появляются новые издания. «Московский церковный вестник» публикует рецензии на некоторые из них, но этого, к сожалению, недостаточно.

Поэтому я бы Вам посоветовал зайти в любой православный магазин, расспросить людей, непосредственно связанных с книгами, т. е. продавцов православной литературы, о том, что Вас интересует, и они, наверное, смогут Вам помочь.

— Отец Сергий, мы знаем, что у еретиков существуют толкования Священного Писания, которые в значительной степени произвольны и искажают его смысл, или, например, есть иудейский Талмуд, совершенно извращающий и подменяющий Писание. В чем их отличие от толкований Священного Писания Святыми Отцами?

— Православные святоотеческие толкования написаны Святым Духом через Своих угодников, святых людей. В Послании святого апостола Петра сказано: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Таким образом, апостолы, пророки и другие угодники Божии не от себя, не от своего ума истолковывали Священное Писание, как это делали мирские философы, которые, может быть, и были весьма умными людьми, но ум их не был просвещен благодатью.

В Православной Церкви богословие понимается как особый дар благодати, который дается за подвижническую жизнь тем, кто очистил свое сердце жительством по евангельским заповедям, освободился от действия страстей. Только в такого человека вселяется Божия благодать, которая через него возвещает Слово Божие окружающим.

А по поводу еретиков блаженный Августин говорил, что они могут совершать свое богослужение, у них есть даже некая пародия на Таинство Евхаристии, но у них нет одного — благодати. И в еретических толкованиях Священного Писания благодати нет. Это просто размышления, может быть, умных, образованных и начитанных людей. Но это человеческие учения, и если им последовать, взять их за руководство, то они могут привести к погибели: если слепой поведет слепого, оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Господь говорил отошедшим от благодати фарисеям: Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого (Мк. 7, 7–8).

Это очень опасно. И новоначальному христианину, по учению Святых Отцов, следует с большой осторожностью удовлетворять свое стремление понять Священное Писание.

Для этого лучше всего обратиться именно к святоотеческим книгам, или к священникам, потому что священник имеет благодать, равную апостолам, и право учить. Конечно же, как мы уже не раз подчеркивали, мы верим такому священнику, который опытом личной жизни, своими добродетелями доказывает истинность своей веры.

— А можно ли иногда читать религиозные книги неправославных авторов?

— Чтение еретических книг весьма опасно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что православному христианину ни в коем случае не нужно читать еретических сочинений, «так как одна ложная мысль, усвоенная душой, может погубить душу». Святитель Игнатий, например, считал, что толковать Священное Писание может только ум богопросвещенный, ум святого, облагодатствованного человека. Поэтому он признавал только толкования Святых Отцов Православной Церкви и напрочь отвергал еретические толкования, как толкования человеческие.

— В последнее время проявляется большой интерес к литературе о бесноватых, отчитках и т. п. Насколько этот интерес здоровый?

— Да, эти книги расходятся большими тиражами, они популярны, это «жареная» тема для определенного круга читателей, в основном из неофитов. Книги на эту тему, которые я видел, очень странные. В них, например, приводятся слова беса на отчитке. Но мы же знаем, что бесам верить нельзя, так как они все время врут. Для чего же это писать? Для чего верить этому? Для чего вообще это пропагандировать, публиковать? Повышенный интерес к такого рода литературе — это духовно нездоровое явление, граничащее с прелестью.

Святые Отцы вообще интерес к бесовскому не считали здоровым явлением. Мне кажется, нужно больше читать о добродетелях, чем о бесах и бесновании, проявлять интерес к духовному, к благодатному миру, а не к бесовскому. Могу посоветовать книгу, сообщающую вполне достаточные и необходимые знания о мире духов — как светлых, так и темных. Это третий том творений святителя Игнатия, который начинается со «Слова о чувственном и духовном видении духов».

— Моему сыну 9 лет, мы два года ходим в храм, он исповедуется, причащается, молится. Нужно ли ему советовать читать Псалтирь хотя бы понемножку, т. е. доступна ли ребенку красота слова — я не говорю о смысле,— вообще доступно ли псалмопение хоть в как-то мере детскому пониманию, или же с этим не надо спешить?

— Красота слова доступна тогда, когда человек понимает, что читает. Псалтирь очень глубока, и те переживания, которые там описаны,— это покаянные чувства пророка Давида. Возьмем, к примеру, пятидесятый псалом. Ведь вряд ли ваш девятилетний сын поймет, что предшествовало его написанию, и если даже вы как-то умудритесь ему это разъяснить, он все равно не сможет это пережить, это доступно только взрослому человеку. Но есть разные каноны, акафисты, особенно акафисты святым. Там изложены их жития, сказано об их добродетелях, о том, как люди стяжали эти добродетели. Мне кажется, ребенку это будет более близко и понятно. Еще можно посоветовать читать Евангелие, вообще Священное Писание.

Светская литература для православных детей и взрослых

— Отец Сергий, а чтобы Вы посоветовали детям читать, кроме детской православной литературы, которая, может быть, не столь обширна. Что полезно или допустимо читать из литературы светской?

— В журнале «Отрок», № I за 2002 год, опубликована замечательная статья отца Глеба Каледы «Чтение как воспитательный фактор», где как раз рекомендуется читать детям разных авторов, в том числе и светских. Я немного процитирую: «Желательно, чтобы подростки прочли «Камо грядеши» Сенкевича, «Катакомбы», «Мученики Колизея», «Героини веры»,— увлекательные книги Евгении Тур о христианах первых веков. В ряду с ними нужно поставить «Последние дни Помпеи». Для домашнего чтения по ролям рекомендуется драма К.Р. «Царь Иудейский». Для детей и юношества хороши «Хижина дяди Тома» Бичер Стоу, «Отверженные» Виктора Гюго. Достоевский в целом доступен только старшеклассникам и взрослому читателю». Однако отец Глеб настоятельно рекомендует этого великого русского писателя для чтения и взрослым, и подрастающему поколению.

Дальше отец Глеб говорит: «Известен случай, когда молодой человек, прочитав произведения Антуана де-Сент Экзюпери, пришел к православной вере и крестился. Религиозный смысл заложен в «Письмах баламута» Льюиса, в современной литературной форме он учит бороться с грехом в себе и вокруг себя, вскрывая хитрости соблазняющего нас князя мира сего. Для расширения кругозора детей полезны исторические романы Алексея Толстого, Загоскина, Балашова, Вальтера Скотта, Сенкевича и др.

Исторические романы пробуждают интерес к чтению популярной и серьезной исторической литературы и к биографическим исследованиям и житиям. Особенно следует выделить труды Ключевского. Каждый должен знать его «Курс русской истории». Большое образовательное значение имеют книги о путешествиях, они воспитывают любовь к природе, расширяют географичес- кий кругозор, укрепляют волю, в какой-то мере удовлетворяют мальчишескую страсть к приключениям».

Наверное, сюда можно добавить также вообще книги о природе, которых сейчас издается достаточно много. «Литература эта огромна, здесь записки самих путешественников, например, Амундсена, Нансена, Пржевальского, Ливингстона, нашего современника Ива Кусто и др. Среди них хочется обратить внимание на небольшую книжку Скотта «Ледниковый щит, и люди на нем», где наряду с природой, повседневным трудом путешественника-исследователя описываются и его религиозные переживания. Эта книга переведена на русский язык в серии «Путешествия, приключения и фантастика».

Из географических приключенческих книг можно особо рекомендовать сочинения Арсеньева, путешественника, географа, этнографа и писателя. По мнению Горького, он соединил в себе таланты Джека Лондона, Фенимора Купера и Сетона Томпсона. Наиболее известна его книга, которую следует рекомендовать читать юношеству, «Дерсу Узала» — книга о человеческой красоте простого охотника. Рядом с «Дерсу Узала» можно поставить книгу о проводнике Шерпи, первым из людей взошедшим на Эверест, «Тигр снегов». Заслуживает внимания «По Уссурийскому краю», «В горах Сихоте-Алиня» и «Сквозь тайгу».

Здесь нельзя обойти вниманием сочинения Сетона Томсона с его собственными иллюстрациями, это классика мировой литературы. Его чудесная книга «Маленькие индейцы» в сокращенном Детиздатовском переводе потеряла почти все свое обаяние». Однако отец Глеб рекомендует читать и эти книги Сетона Томпсона.

«Чудесны “Ребята и зверята” Перовской. В последние десятилетия большую популярность получили книги Джона Адамсона. В записках английского ветеринара Хариота о всех созданиях, больших и маленьких, о всех созданиях прекрасных и удивительных, ценно то, что автор не только любит животных и прекрасно их описывает, но и то, что он сочувствует людям и живописует их любовь к братьям меньшим. Жертвенность и милосердие к людям помогают воспитывать книги о врачах, отдавших жизнь страждущим: Пирогове, Боткине и других деятелях отечественной и зарубежной медицины».

Отец Глеб также говорит, что можно читать романы Жюль Верна, Вальтера Скотта, так как они пробуждают лучшие чувства в ребенке, что «поколения мальчишек всех стран прошли через “Робинзона Крузо” Даниэля Дефо, романы Майн Рида, Фенимора Купера, рассказы Конан Дойля».

Я сам впервые столкнулся с Шерлоком Холмсом Конан Дойля еще в первом классе, когда мне было семь лет. Я прочитал все рассказы о знаменитом сыщике. Конан Дойль учит думать, логически размышлять, причем в очень доступной, интересной, увлекательной форме. В этом отношении я очень благодарен этому автору.

Далее отец Глеб говорит: «Литература должна быть по возрасту. Если родители могут не нуждаться в художественной литературе, то детям и юношеству она совершенно необходима». «Не правы те, которые сами переросли штанишки беллетристики, читают Отцов Церкви и богословскую литературу и того же требуют от своих детей; всему свое время, каждому по силам и по возрасту его. Рекомендуя молодежи чтение художественных произведений, духовник может запретить чтение беллетристики взрослому или пожилому человеку, сосредоточивая его внимание на чтении духовно-

религиозной, необходимой для работы специальной литературы. Но даже детей насильно, искусственно пытаясь вогнать в отречение от мира, лишают светской литературы, изобразительного и театрального искусства, не позволяют ходить в кино и требуют формального длительного стояния на акафистах — ничего хорошего не получается.

Известны случаи, когда чрезмерно религиозно-фанатическое рвение родителей вызывало бунт детей, они уходили от родителей и веры. Соотношение между научными, художественными, литературными, музыкальными и другими интересами в разных семьях различны, но они всегда должны просвещаться светом христианской веры. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12)».

Видите, этот замечательный московский пастырь считал, что детям можно позволить читать достаточно много светских авторов, и в художественной литературе есть множество произведений, которые могут помочь воспитать из ребенка Человека с большой буквы.

— А теперь вопрос относительно взрослых. Некоторые очень любят Ахматову, Цветаеву, Есенина, но им говорят, что их читать грех, в частности, потому что Есенин и Цветаева были самоубийцами.

— Анна Ахматова была верующим человеком. И я не понимаю, почему нельзя читать ее стихи. По поводу же самоубийства Сергей Есенина, можно сказать, что сейчас уже доказано: оно было инсценировано, его убила ЧК, потому что он, в общем, не признавал советскую власть. Человек он был, может быть, и не церковный, но с большим уважением относился к православию.

Марину Цветаеву затравил НКВД, ее довели до самоубийства. Как известно, Церковь молится за самоубийц, если они были психически больными людьми. М. Цветаева была в очень тяжелом психическом состоянии. Святейший Патриарх Алексий II благословил ее отпеть и молиться за нее. Стихи же она писала прекрасные. В частности, она оставила такой замечательный цикл, как «Белая Гвардия», и вообще много писала о белом движении. Кроме того, творчество подсудно несколько иным законам. Мы уже говорили выше, что один из известнейших канонов Божией Матери, напечатанный во всех молитвословах, написан монахом, который потом пал, отошел от Православия, однако мы его используем, читаем как минимум перед каждым Причастием. Мы читаем также и некоторые труды Оригена. Есть его труды, преданные анафеме, а есть труды, благословленные к чтению, признанные Отцами Церкви. Он преподавал в духовном училище, основанном им, и учил многих, в том числе святых людей, хотя сам впоследствии был предан анафеме. С творчеством не так все просто. Думаю, что стихи названных Вами поэтов читать можно, а уж как они умерли, это подсудно Богу.

— Батюшка, а что вы могли бы сказать о книге Н.В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии»? Многим она очень нравится, но в то же время богословы, как при жизни автора, так и современные, ее критиковали. Как относиться к этой книге?

— В одном своем письме к святителю Игнатию (Брянчанинову) старец Макарий Оптинский говорит, что эта книга о Божественной Литургии написана от человеческого ума и там много душевности. Хотя это не значит, что ее не надо читать. Однако для человека духовного, открывшего для себя богатство святоотеческих писаний, думаю, гораздо интереснее прочитать написанное о Божественной Литургии Святыми Отцами, например, святым праведным Иоанном Кронштадтским или митрополитом Вениамином (Федченковым). Он сам служил Божественную Литургию ежедневно, поэтому его понимание более глубокое. Его переживания — это переживания святого человека, а переживания Н.В. Гоголя — это переживания художника, они более умозрительные, поэтические. Хотя такие книги полезны некоторым людям, особенно светским, мирским, околоцерковным, ищущим дорогу в Церковь, для которых Гоголь является авторитетом. Его вера, его восприятие, его опыт духовной жизни тоже могут быть полезными. Так что, думаю, не надо запрещать читать эту книги тем, кто хочет.

— Отец Сергий, что бы Вы сказали о чтении литературы антимасонской и патриотической?

— Все мы в свое время отдали дань этим проблемам. Например, «Протоколы сионских мудрецов» я прочитал в 20 лет и дал прочитать своим друзьям. Тогда они меня потрясли, особенно если учесть, что время было советское. Но теперь многое из того, что там написано, кажется примитивным.

Конечно, с такой литературой нужно ознакомиться. В частности, могу порекомендовать книгу Александра Солоневича «Тайная сила масонства». Это хорошая, серьезная книга, рассказывающая о масонстве как историческом, политическом и духовном явлении. Но все-таки с утра до вечера об этом читать не надо. Нужно просто знать, что существуют такие враги христианства. Лучше читать побольше Святых Отцов, о спасении души.

Патриотическая литература тоже очень разнообразна. Но если главная мысль произведения — бей жидов, спасай Россию,— мне кажется, это неправильно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Путь христианина» говорит, что часто дьявол для того, чтобы возбудить в нас нехристианские чувства, использует какие-то внешние факторы, например, форму носа человека или его национальность. Но во Христе нет ни эллина, ни иудея (Кол. 3, 11). Нам сказано: любите врагов ваших (Мф. 5, 44). Не нужно наполнять свое сердце ядом по отношению к представителям каких-то наций. Мы все-таки должны любить ближнего, а ближний — это любой человек.

Если понадобится, мы должны быть готовы с оружием в руках защитить нашу Церковь, наши святыни, наше государство. Например, война в Чечне благословенна и справедлива, потому что мы защищаем Россию от бандитов, которые первые напали на нас, которые до этого занимались разбоем. Думаю, русские воины делают там правое дело. Но нельзя все время питать ненависть и кричать: вот, американцы такие-сякие, евреи такие-сякие. Это коммунистический взгляд на вещи, и им часто отличаются люди, пришедшие в Церковь из коммунистических рядов. Только раньше была классовая ненависть, а теперь она перенесена на национальную почву.

Конечно, надо читать книги, надо знать факты, но если книга вызывает ненависть к кому бы то ни было, мне кажется, это неправославное чтение. Святые Отцы дали такой признак, по которому нужно узнавать, от Бога книга или нет: если книгу читаешь, и дух смущается, если теряешь душевный мир, то она не от Бога. Книга от Бога несет в душу мир.