Вне покаяния
нет христианства
- Все Святые Отцы говорят, что покаяние является важнейшим деланием и основой всех остальных деланий. Что это значит, и почему покаяние настолько важно?
— Духовная жизнь начинается с покаяния. Человек — грешник, и он должен осознать это свое состояние еще живя на земле. В нем все искажено грехом: ум, воля, душа и тело. Язычник, человек, далекий от Христа, этого не понимает, хотя, может быть, чувствует, что что-то в его жизни не так. И вообще земная жизнь не такая, какой должна быть; в ней много прекрасного и высокого, но человек почему-то чужд этой красоты, не может быть в единении с мировой гармонией, которую создал Господь. Чувствуя это, он начинает искать Бога.
Он приходит к вере, начинает читать Евангелие, и узнает о таких понятиях как грех, покаяние, ад, адские муки, Страшный Суд, узнает, что любой человек на земле — грешник, что вообще земная жизнь — это наказание за грех: Адам и Ева согрешили в раю и были изгнаны оттуда на землю как бы в юдоль покаяния, чтобы и они сами, и их потомки постарались искупить свое отступление от Бога.
Чтобы принести покаяние, человеку прежде всего нужно осознать, в чем заключается его греховность, падение. Это, как мы уже говорили, открывается после чтения Священного Писания, творений Святых Отцов, бесед с благочестивыми людьми; естественно возникает стремление жить по воле Божией, исполнять евангельские заповеди, которыми должен руководствоваться благочестивый христианин. Когда человек начинает исполнять евангельские заповеди, то, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), его падшее естество тут же начинает враждовать против этого, то есть грех, живущий в нем, поднимает голову. В такой борьбе с грехом и проявляется сила греха, обнаруживается удаленность от Бога. Поэтому с призыва к покаянию начинается Евангелие (см. Мк. 1, 15).
Вообще, духовная жизнь начинается и продолжается по мере принесения покаяния. Сказано: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 4, 17). По словам святителя Игнатия, покаяние есть уже вхождение в царство небесное. По мере осознания греха, стремясь от него избавиться, человек стяжает благодать, у него появляется опыт благодатной жизни.
Вне покаяния нет христианства, и главная задача человека на земле — принести покаяние. Иначе все наши усилия мертвы. Один из подвижников говорил: «Все, что делает человек на земле, ценно настолько, насколько он кается, приносит внутреннее покаяние перед Богом, борется с грехом». То есть если человек проповедует Евангелие, строит церковь, делает добрые дела, несет служения, это все духовно ровно настолько, насколько он кается в грехах, смиряется перед Богом, осознает себя грешником и не приписывает себе никаких заслуг.
— Батюшка, но после того, как человек осознает, что он грешник, что делать дальше? Что значит приносить покаяние?
— Осознание себя грешником — только начало покаяния, потом нужно осознать глубину греха, его последствия. Очень многие живут нерадиво и, веруя в Бога, признавая, что все люди на земле грешны, не стремятся изменить свою жизнь только потому, что не осознают, какие за это их ждут наказания, что такое вечная мука, что они теряют, проводя греховную жизнь. А теряют они царство небесное. Такие люди предпочитают греховные удовольствия, отказываясь от радостей духовных.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что подверженный блудным грехам не способен к духовному наслаждению, к духовной радости, не способен воспринять благодать, увидеть духовную красоту, присутствие Божие в мире. Человек сам себя лишает этой красоты и гармонии, постепенно вообще теряет возможность восприятия Бога, формирует себя по образу и подобию дьявола.
Поэтому после того, как грех осознан, нужно начать бороться с ним: исполнять заповеди, воспитывать противоположные грехам добродетели, бороться с помыслами, приступать к Таинству исповеди, рассказывать о своих грехах священнику, просить Бога о помощи, заниматься самоукорением; регулярно причащаться, если, конечно, не возбраняют тяжелые грехи.
При серьезной, строгой, внимательной духовной жизни грех начинает отступать, дьявол постепенно лишается своей силы, которую он приобрел, собственно, потому, что мы дали ему над собой власть, сами ему покорились, и теперь он требует: «Я тебе взаймы дал, возвращай мне». Если мы ничего не будем ему возвращать, а вспомним, что хотим быть рабами Божиими и попросим, чтобы Господь сделал нас таковыми, избавил нас от этого жестокого заимодавца, то Он обязательно вмешается, даст нам силы на борьбу с грехом, постепенно исторгнет из сетей дьявольских, пошлет нам благодатную силу через Таинства Церкви.
— Батюшка, разъясните подробнее, как и в чем нужно приносить покаяние?
— Покаяние рождается из жизни по Евангелию. Как чаще всего бывает? Человек проводит обычную мирскую жизнь, постепенно начинает понимать, что живет неправильно, желаемого достигнуть не может и что вообще это желаемое находится вовсе не там, где он раньше предполагал его найти. Может быть, кто-то за него помолился, и Господь по милости Своей показал этому человеку, что есть другая жизнь.
Он начинает задумываться, обращаться в молитве к Богу, если он верующий или имеет какие-то понятия о вере. Его посещает Божия благодать, и у него возникает настоящее понимание греха. Если до этого у него было некое абстрактное понятие о грехе как о чем-то недозволенном в нравственном отношении, то постепенно грех начинает осознаваться как оскорбление Божиего величия и нарушение законов, установленных Богом. Человек начинает бояться согрешить, понимает, что грех есть величайшее зло и главная причина его страданий.
Как говорит прп. Симеон Новый Богослов, исполнение евангельских заповедей научает нас нашей немощи. Чем более ревностно человек живет по евангельским заповедям, тем больше открывается ему его немощь, его падшая греховная природа, которая — еще раз повторим мысль святителя Игнатия — начинает противиться Евангелию. Картина греха начинает вставать перед его внутренними очами. И видя себя порабощенным грехом, бессильным перед его властью, игрушкой в руках дьявола, человек начинает вопить к Богу о помощи. Настоящая молитва — это вопль о помощи. И такая молитва действительно преклоняет небеса.
— По каким причинам в человеке может оскудевать покаяние? От чего вообще зависит преуспевание человека в делании покаяния?
— Это во многом зависит от ревности по Богу. Принесенное покаяние сообщает благодать, и благодать побуждает еще более ревностно искать истину и подвизаться ради нее.
А оскудевает покаяние, когда человек начинает проводить нерадивую жизнь, уже не так ревностно подвизается, как прежде, или, усваивая ложные мысли, ложное направление, ложное устроение, впадает в прелесть. Вместо видения своих грехов и раскаяния в них он принимает помыслы о своих якобы добродетелях и начинает превозноситься над другими, при этом считая, что Бог ему что-то должен за его добродетельную жизнь. За такую гордыню Божия благодать отступает.
По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), одна греховная мысль, принятая душой, влечет за собой другую,— и так по цепочке. Она может убить душу, особенно если это ересь, лжеучение, ложное представление о духовной жизни. Осознать это заблуждение, принести в нем покаяние уже труднее, но Господь хочет спасения любого грешника, поэтому посылает ему людей, которые стараются его вразумить, а также книги, скорби. И человек начинает задумываться: «За что же посланы такие сильные скорби, может быть, я в чем-то не прав?» И если он опять покается и приложит ревность, то постепенно вернется и прежнее делание.
— В нас очень много разных страстей. Против какой страсти наиболее действенно покаяние?
— Покаяние действует против всех страстей, но корень их — это гордость. В любом грехе заключена гордость, потому что в любом грехе заключено восстание против Бога. Совершая грех, мы практически повторяем то, что сделал сатана. Если человек противится Богу, совершает грех, нарушая Божию волю, то уже сам по себе настрой его греховен. Поэтому покаяние прежде всего ударяет по гордости: человек начинает смиряться.
Покаянная жизнь настраивает на смиренный образ мыслей. Если человек видит всего себя в грехах, то ему не до гордости: какая может быть гордость, какая может быть праведность, когда он весь, с головы до ног, покрыт язвами, струпьями греховными! Он смиряется, через смирение постепенно в нем уничтожается гордость, а поскольку страсти лишаются своей основы, своего корня, то постепенно врачуются, а вместо них водворяются добродетели.
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Не осознающий своей греховности не может уверовать во Христа». Как прийти к осознанию своей греховности?
— Надо сказать, что вера как признание Бога, свойственна очень многим людям; даже бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19), но при этом остаются бесами. Вера истинных христиан основана на делании евангельских заповедей, а потому она очень далека от веры бесов, от веры еретиков и тех, кто, не веруя во Христа, признает существование Единого Бога. Истинная вера возможна только тогда, когда человек в основу своей жизни положил покаяние, признав себя грешным.
Господь сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), поскольку не здоровые нуждаются во враче, а больные (Мф. 9, 12). А когда человек не признает себя больным, но считает, что вполне здоров, он и Евангелие не сумеет правильно прочитать или воспримет только мертвую букву, что, собственно, и происходит с еретиками, которые о покаянии говорят, но покаяния не приносят. У протестантов, вообще, покаяние — нечто второстепенное. Они говорят: «Веруй и спасешься».
Но вера ценна настолько, насколько человек становится рабом Божиим и начинает жить согласно воле Божией и заповедям. Многие называют себя верующими, однако их вера мертва, поскольку нет дел веры, покаяния, милосердия, нет молитвы, нет делания евангельских заповедей, нет даже стремления изучить Евангелие. Я встречал многих, которые называют себя верующими, но на вопрос: «Читали ли вы Евангелие?»— отвечают:«Нет, это скучно, неинтересно».
Мало просто признавать то, что есть Бог, ведь Господь предупредил, что, когда на Страшном Суде многие Ему будут говорить: Господи, Господи, не Твоим ли именем мы творили чудеса? — Он ответит им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7, 22–23). Нужно исполнять волю Божию, Его заповеди, а для этого нужно их изучать и знать.
— Отец Сергий, а почему покаяние особенно важно в молитвенном делании и почему существует такая тесная связь между покаянием и молитвой?
— Как мы уже говорили, настоящая, непрелестная молитва — только та, которая исходит из смиренного сердца, то есть из сердца человека, сознающего свою греховность, плачущего о своей погибели, о своей отдаленности от небесного царства. Настоящая молитва — это молитва мытаря, поэтому покаяние теснейшим образом связано с молитвой, учит ей, а молитва в свою очередь умножает покаяние. А чтобы сердце смирилось перед Богом, восплакало пред Ним в молитве, опять-таки необходимо сознание своей греховности. Покаяние и молитва взаимосвязаны. Даже благодарственная молитва — это молитва падшего творения к Богу-Благодетелю, Который его не забывает.
— Дьявол восстает против любого доброго дела, против любой попытки исполнить заповедь. Наверное, он восстает и против покаяния?
— Несомненно. И поскольку покаяние, наверное, самое спасительное делание, то прежде всего, дьявол восстает против него. Как? Для того, чтобы приносить покаяние, необходима внимательная жизнь, удаление от того, что рассеивает, от развлечений, от всего пустого и суетного. Поэтому дьявол старается человека рассеять, отвлечь, запутать, предлагает ему все, что угодно,— различные великие несбыточные дела, якобы во славу Божию, во славу Церкви, якобы для ближних, искушает его богатством, славой, почестями, наслаждениями и т. д. Известно высказывание преподобного Нила Синайского: когда дьявол видит, что человек встает на молитву, он готов принести ему все сокровища мира, только для того, чтобы человек ушел с молитвы. Такова злоба и зависть дьявола.
— Покаяние — это делание сокровенное, внутреннее, внешне его не видно, то есть другие не могут судить, является ли то или иное дело человека проявлением его покаяния, только Господь может это видеть. Как разобраться самому человеку, угодна ли его духовная работа Богу? Может быть, ему кажется, что он приносит покаяние, а на самом деле это вовсе не так?
— Действительно, можно ошибиться в чем угодно. Поэтому лучше сомневаться во всем, что бы мы ни делали: правильно ли это, богоугодно ли,— то есть всегда во всем видеть свое несовершенство, никогда не признавать ни своего покаяния, ни своей молитвы, ни своих добрых дел, ни своей милостыни чем-то важным.
Настоящее покаяние учит смирению; за покаяние прощаются грехи, оно доставляет душевный мир, поэтому тот, кто приносит истинное покаяние, пребывает в мирном устроении души. Он помнит о своих грехах, но смиренно надеется на милость Божию, умножая ревность в благочестивых трудах.
Я затруднюсь дать какой-то точный критерий покаянного жительства. Думаю, что каждому надо спрашивать у своего духовника, правильно ли он живет. Задавать вопрос: «Достаточно ли я каюсь»,— наверное, не стоит. Мы всегда каемся недостаточно. Даже Святые Отцы, которые проводили жестокое жительство в пустыне, считали себя во всем непотребными, никогда не признавали своего покаяния истинным, а думали, что они только рабы неключимые, т. е. ничего не стоющие, делают то, что должны делать (Лк. 17, 10), и делают плохо. Что же говорить о нас, живущих среди мира в больших городах. Всегда нужно считать, что мы очень плохо представляем себе настоящее покаяние и очень поверхностно каемся. И, может быть, из осознания своей неключимости потихонечку что-нибудь начнет в нас исправляться.
— Делание покаяния тесно связано с подвигом послушания. И послушание для нас может быть критерием того, угодны ли Богу наши труды. Ведь, если человек делает что-то по благословению, советуется со своим духовником, это в какой-то степени может служить гарантией правильной духовной жизни. А если человек не имеет духовника, если он еще не начал с кем-то советоваться, в чем должны выражаться его покаянные труды?
— Покаянные труды должны выражаться прежде всего в борьбе с грехом. Повторю, недостаточно только осознать грех. Некоторые считают, что сходить на исповедь — значит уже покаяться. Нет, это только начало покаяния: на исповеди человек рассказывает то, что увидел в своей душе плохого, а сколько он еще не видит! Если свет, который в тебе,— тьма, то какова же тьма (Мф. 6, 23),— говорит Евангелие. Потом нужно вступить в борьбу с грехом, в тяжелую, кровавую борьбу, и с Божией помощью постараться выйти победителем из этой борьбы. Человеку, живущему самочинно, без духовника, намного труднее, потому что в одиночку легче заблудиться, впасть в прелесть и свои труды, которые вовсе не являются покаянными, принять за покаянные.
Думаю, что человек, правильно живущий, правильно приносящий покаяние, правильно развивающийся в духовном отношении, рано или поздно должен осознать необходимость духовного руководства и постараться найти себе духовника. Вот тогда его покаянный труд, его духовная жизнь перейдут совершенно в другую стадию.
— Батюшка, как сделать так, чтобы человек, стяжавший покаяние, сохранил его?
— Покаяние стяжается исполнением евангельских заповедей и хранится верностью Богу. Поэтому, когда человек ставит своей целью принести покаяние и чего-то достигает на этом пути, то дальше он должен делать то, к чему призвало его покаяние, то, к чему призвала совесть, и продолжать ту духовную работу, которой стяжал покаяние. Грехи прощены, но нельзя останавливаться и впадать в нерадение.
Некоторые считают так: вот пост кончился, покаяние принесено, наступила Пасха, теперь можно есть, пить, веселиться (Еккл. 8, 15) и плясать до следующего поста. Так думать не по-христиански. Святитель Феофан Затворник говорит, что нужно бояться давать себе льготы, послабления, особенно весной и в Светлую седмицу.
Покаянный настрой нужно иметь всегда: и на Пасху, и во все праздники. С одной стороны, можно радоваться, благодарить Бога за праздник, за Пасху, за то, что Господь сделал для нашего спасения, с другой стороны, постоянно нужно помнить о том, что мы люди грешные и, пока мы в грехе, нужно приносить покаяние. И в саму Пасху можно тяжко нагрешить и отпасть от Бога.
|
О покаянии истинном
и ложном
— В книге об истории Почаевской Лавры есть пример католического понимания покаяния. В то время, когда на месте этой обители был униатский монастырь, монахи руководствовались одной книгой, в которой, наравне с душеполезными наставлениями, были приведены вызывающие недоумение правила монастырской жизни. Например, такое: при получении послушнической одежды вступающий в монастырь получает отпущение грехов за всю предыдущую жизнь; если он перед престолом прочтет несколько молитв (указывалось количество «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся»), то получает отпущение грехов еще на пять лет; за паломничество к святым местам, за молитвы за папу человек получает отпущение грехов на шестьдесят лет и т. д. Как вы можете это прокомментировать?
— Получается шестьдесят пять лет живи и делай, что хочешь, потому что наперед тебе уже все прощено. Это, конечно, прелесть, заблуждение, величайшая ложь. Это прямо противоположно православному пониманию покаяния, когда человек с великой осторожностью и страхом относится к каждому своему шагу, всякий раз боясь согрешить, пасть.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из писем старцу Макарию Оптинскому писал по поводу издания одной святоотеческой книги, которую Оптина пустынь хотела перевести с латинского подлинника, что католики потеряли всякое понятие о духовном делании, их святые — это люди, находящиеся в тяжкой бесовской прелести, все без исключения. И, утратив понятие о правильной духовной жизни, они даже древнегреческих аскетических авторов переводят на свои языки очень туманно. У них порой встречаются подмены, а некоторые места имеют прямо противоположный смысл. Поэтому святитель Игнатий советует делать переводы с книг преподобного Паисия Величковского и вообще со славянских или греческих рукописей.
Как-то по телевидению показывали фильм о католической святой Жанне Д’Арк, в котором дан пример понимания католической святости, хотя, конечно, надо принять во внимание, что это киноверсия, а как было на самом деле, никто уже не знает, поскольку католики всячески извращают историю. Жанна Д’Арк — историческая личность и действительно сыграла определенную роль в столетней войне с Англией, и Франция в конце концов победила англичан. События происходили в XV веке. Героиня фильма постоянно называет себя святой, посланницей Божией, ей являются видения, слышатся голоса. Согласно версии фильма, она была послана на костер инквизицией за нежелание признать ложность этих голосов, за уверения в том, что эти видения от Бога и что она Божия посланница. Думается, западные христиане, наслушавшись и насмотревшись такого — а святые все-таки служат примером подражания, примером духовной жизни,— тоже начнут жаждать видений и голосов.
Православные же святые всегда считали себя величайшими грешниками, недостойными никаких голосов и видений. Они не только не называли себя Божиими посланниками, но были убеждены, что они хуже всех людей. Они являются для нас примером величайшего смирения. Невозможно даже представить себе, чтобы Церковь наказала православного святого за то, что он не хочет отказаться от своих видений. Думаю, что если бы любого нашего святого обличили в прелести, он ответил бы: «Да, действительно, вполне допустимо, что я могу быть в прелести».
Поэтому, если подражать православным святым в принесении покаяния, в осознании своей греховности, то через это можно сильно духовно возрасти. А если подражать католическим святым в осознании своей богоизбранности, то через это можно усовершенствоваться только в гордости и потерять все хорошее и доброе, что было в душе.
— У меня сложилось впечатление, что в этом фильме не найти ни одного островка истины, к которому можно было бы приткнуться. Там еретики судят еретиков.
— Православный человек может посмотреть этот фильм только для того, чтобы увидеть абсурдность католической святости и покаяния, убедиться в том, что вообще никакая это не святость. Невозможно представить себе, что святой человек будет бить себя в грудь и взывать: «Господи, покажи мне знамение, покажи мне видение!»
В Евангелии сказано, что и иудеи ищут знамений, и эллины просят премудрости, но не дастся им никакого видения, никакого знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 39), то есть воскресшего Спасителя. Спаситель воскрес 2000 лет назад, и нам, православным, этого вполне достаточно.
Православный человек перед Богом кается в своей греховности, а перед другими людьми старается вести себя просто, смиренно и скромно. Даже православные митрополиты, архиереи, священники стараются не обращать на себя внимания: когда их спросят, тогда они ответят. Нужно проповедь сказать — они скажут, но не станут мнить себя при этом спасителями Отечества и чудотворцами.
— У меня такая проблема. Моей дочери 28 лет; она воспитывает дочку шести лет, учится в Свято-Тихоновском институте. После того, как она прочитала книгу «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева), с ней стали происходить какие-то странные вещи, хотя я не думаю, что это связано с книгой. Во-первых, она стала дома молчать, даже когда нужно решать какие-то проблемы, хотя в книге написано, что молчанием можно оскорбить своих ближних. Кроме того, она сразу после поста перекрасила все свои вещи в черный цвет. Я ее спрашиваю: «Ты что, хочешь пойти в монастырь, или ты послушница?» Она отвечает: «Нет, это у меня такое покаяние, такая борьба с человекоугодием». Не является ли это прелестью, ложным покаянием? Где можно почитать о прелести, и кому можно молиться?
— О прелести лучше всего написано у святителя Игнатия (Брянчанинова) во всех его произведениях. И отец Никон (Воробьев) в книге, о которой Вы упомянули, тоже касается этого вопроса. Думаю, что не в книге дело, потому что есть люди, которые, прочитав Евангелие, ушли в секты, в ересь, в раскол, а некоторые начали богохульствовать. И не Евангелие тому причиной, а злая воля людей. Люди, читая духовные книги, достаточно часто понимают их неправильно. Вот Вы же, читая игумена Никона, не перекрасили в черный цвет всю свою одежду и не стали неблагоразумно молчать.
А относительно поведения вашей дочери трудно вынести какое-то суждение, не выслушав обе стороны. Нужно познакомиться с ней, понять ее образ мыслей, узнать, чем она все это мотивирует. Если судить с Ваших слов, это, конечно, не совсем здор€ово. С другой стороны, может, у нее вкус такой, может, ей нравится черный цвет?
Что касается молчания, то в принципе, если человек хочет помолчать, ничего плохого в этом нет, потому что празднословие — это грех. С другой стороны, если Вас это настораживает, то думаю, что лучше пойти с дочерью к священнику, которого знаете и Вы, и она, и поговорить. Может быть, он ей что-то подскажет.
Святитель Феофан Затворник, например, дает такой совет: не надо быть букой. И преподобный Иоанн Лествичник говорит, что не надо грешить неразумным молчанием. Надо помнить, чт€о Господь говорит в Евангелии о том, как нужно поститься: Лицо свое умой и помажь голову твою, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Богом (Мф. 6, 17). Надо помнить, что в основе внешних проявлений духовного делания может лежать не покаяние, а тщеславие.
— Может ли человек на молитве почувствовать, прощаются ли ему грехи, или ощутить гнев Божий?
— Объективно грехи могут быть прощены только после того, как человек их исповедует священнику и будет прочтена разрешительная молитва. Другие способы покаяния тоже приемлются Богом, но завершает их Таинство исповеди. Как уже говорилось, принести покаяние — это не просто прийти на исповедь и перечислить грехи. Исповедь завершает покаяние, а начинается оно с тех пор, как у человека возникли первые мысли сожаления о сделанном. Человек обдумывает, молится, просит у Бога прощения, пытается загладить свою вину противоположными поступками, если это возможно, и только потом, придя на исповедь, получает от Господа прощение и разрешение своей совести.
А если думать так: встал, помолился и все прощено,— можно очень легко впасть в прелесть, ведь получается, что не Бог прощает грехи, а человек сам себе их прощает. Поэтому я бы, наверное, не стал доверять во время молитвы чувству, о котором Вы спрашиваете. Лучше прибегнуть к Таинству покаяния.
Гнев Божий ощущается, когда человек согрешил и его обличает совесть. С другой стороны, здесь можно впасть в такую крайность: дьявол начинает покаяние подменять отчаянием, тонкую покаянную печаль по Богу — печалью мирской, неверием в Божие милосердие. Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что когда согрешишь, то дьявол тут же начинает наваливаться тоской и отчаянием; тогда его нужно посрамить, дерзновенно молясь, невзирая на тоску и отчаяние, хотя руки опускаются и человек считает, что, поскольку он нагрешил, то недостоин обращаться к Богу. Это бесовские мысли. Нужно молиться, несмотря ни на что, дерзновенно взывать к Богу, и тогда молитва наша будет принята, душевный мир будет восстановлен. Душевный мир — это свидетельство прощения грехов. Но без участия в Таинствах Церкви он может быть только частичным и очень непрочным.
|
Есть ли мера покаяния?
— Есть ли какая-то мера покаяния, то есть можно ли сказать, что человек уже принес его, и этого достаточно?
— На земле мера покаяния — это смерть. До самой смерти, до последней минуты, до исшествия души из тела нужно приносить покаяние, считать себя грешным. Преподобный Марк Фраческий 90 с лишним лет провел в пустыне, мог и горы передвигать. Как-то, беседуя с одним подвижником, он сказал: «Если будешь иметь веру, что эта гора двинется, она двинется». И гора на самом деле двинулась. Тогда прп. Марк сказал горе: «Я не тебе говорю, встань на место». Гора встала на место. И вот такой человек был задержан на мытарствах за то, что однажды допустил помысл, будто он уже чего-то достиг, стал праведным. Из-за этого он два часа стоял на мытарствах и не мог пройти дальше.
Если праведные едва спасаются, то грешные где явятся? Поэтому мы должны постоянно приносить покаяние, не веря никаким помыслам о том, что мы спаслись и стали праведниками, не веря похвалам. Верить можно только Евангелию, которое говорит: Покайтесь (Мк. 1, 15),— и это самое главное.
А за гробом покаяния уже нет. Если человек попал в ад, он может сожалеть о прожитой жизни, но покаяние там уже не помогает, там помогают только милостыня и молитвы оставшихся на земле. Причем в этом тоже мудрость Церкви: человека жестокого, злого, гордого любить никто не будет, и молиться за него никто не будет, а если человек имел добрые качества, то наверняка найдется какая-нибудь добрая христианская душа, которая будет поминать его в своих молитвах. И за эти молитвы душа грешника может быть даже выведена из ада, и после Страшного Суда он может быть помилован Христом. А если человек попал в рай, то это означает, что он действительно принес покаяние, и после Страшного Суда его участь перемениться к худшему не может.
Итак, на земле меры покаяния нет, а за гробом покаяния уже нет, поэтому спешите делать добро, спешите приносить покаяние, спешите трудиться здесь, в этой жизни.
— А каким образом в царствии небесном происходит совершенствование человека, ведь там тоже происходит духовный рост?
— На земле духовный рост и совершенствование происходят в основном в борьбе с грехом: человек борется со страстями и через это приобретает добродетели; приносит покаяние и через это истребляется в нем грех. А в небесном царстве другие закономерности, там, видимо, человек приобретает богоподобные качества от созерцания Бога, от общения с Ним.
— Батюшка, а каковы плоды покаяния?
— Плоды покаяния велики и бесчисленны. Прежде всего это царствие Божие, которое созидается внутри нас здесь, на земле (см. Лк. 17, 21). Благодаря покаянию человек уже здесь может вкусить какие-то духовные ощущения и радости. Отвергая радости века сего, и не только греховные, но даже и дозволенные земные радости, христианин начинает жить радостями рая, поскольку без радости человек жить не может. Порой Господь посещает Своих рабов здесь, на земле, утешая, укрепляя в вере, наполняя надеждой и показывая, что не тщетны их труды, что еще большие радости ждут их на небесах.
Плоды покаяния — это также добродетели, потому что грехи — это мука для нас, а добродетели, по слову Божию, это блаженство (см. заповеди блаженства: Мф. 5, 3–11), приобщение другой, новой, чистой жизни. Страсти та€ят мучения, т. к. через них человек связан с дьяволом, а задача дьявола — мучить нас. Сребролюбие, уныние, гнев, блуд — все это для христианина мучение. Для язычника, не знающего другой жизни,— это приобретение. А для христианина приобретение — целомудрие и нестяжание; его цель — не зависеть от этой жизни, не быть связанным с дьяволом через деньги и похоть.
Добродетели, приобретенные человеком, наполняют его сердце совсем другой жизнью, и даже окружающая его жизнь, отношения с людьми преображаются, становятся другими. Такой человек начинает жить как бы совершенно в другом мире, общаться с людьми достойными, добродетельными, привлекая их к себе какими-то духовным качествами.
Таким образом, покаяние — это залог райских благ, и небесных, и земных. Грешника ждет страдание, наказание за грехи, а праведника — награда от Бога на земле и на небе.
— Батюшка, монашество называют преимущественно покаянным жительством. Почему Святые Отцы, говоря о монашестве, подчеркивают именно это, ведь плоды его многообразны: это и молитва, и старчество, и святость, и построение обителей?
— Монахи действительно делают очень много, и порой только после смерти их открываются все плоды их духовной работы. Но прежде всего монах настолько монах, насколько приносит покаяние в грехах; даже сам чин монашеского пострига глубоко покаянный.
Начинается он с того, что принимающий постриг ползет от входа в храм к алтарю, а окружающая его братия поет покаянные песнопения: «Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче», «Объятия Отчи отверзти мне потщися». Человек идет из жизни греховной, мирской, в жизнь святую, праведную через труды и болезни покаяния. Поэтому если монах так и не понял, что такое покаяние, увлекся строительством, стяжанием земных благ, то ни молитвы он не будет иметь, ни покаяния, и монахом настоящим он тоже не будет.
— Хотя человек исповедуется, страсти в нем живы. Как он может почувствовать, в достаточной ли мере он кается?
— Есть понятие греха как совершенного поступка, а есть понятие греха как страстной болезни нашей души, то есть зараженности ее страстями. Святитель Феофан Затворник, объясняя одно из Посланий святого апостола Павла, говорит, что когда апостол пишет о грехе, он имеет в виду именно страсть как болезнь души. Тогда можно ощутить душевный мир и прощение Богом греха, когда с помощью Божией благодати душа избавлена от действия страстей. Это длительный процесс, охватывающий всю жизнь христианина.
Поэтому покаяние — это содержание христианской жизни, и смысл его — избавление души от страстей, от пут и уз железных, которыми связал нас дьявол посредством греха. Нужно каяться в грехах и понимать, что каждый отдельный грех — это только проявление страстей, которые коренятся в глубине нашей души.
— Некоторые верующие мучаются воспоминанием грехов, совершенных в прошлом или повторяющихся после исповеди. Они говорят, что раскаиваются, принимая угрызения совести за раскаяние. Но разве можно считать раскаянием сожаление по поводу неправильных поступков? Я хотела бы узнать разницу между угрызениями совести и раскаянием.
— Разница между угрызением совести и раскаянием заключается в следующем. Угрызения совести были, вероятно, и у Иуды, но раскаяния не было. Хотя в Евангелии и говорится, что, «раскаявшись, пошел и бросил сребреники» (см. Мф. 27, 3–5), но настоящее раскаяние бывает растворено смирением, верой в милосердие Божие.
Если бы Иуда, как мы уже говорили, имел настоящее раскаяние, Господь бы его простил. У Него хватило бы милосердия простить даже такой поступок. Но Иуда этого не сделал. Он впал в такое угрызение совести, в такое отчаяние, что решил, будто ничего изменить нельзя.
В этом не было настоящей веры — веры в милосердие Божие. Поэтому он и не сотворил никаких дел покаяния, поэтому и случилось то, что случилось.
Покаяние же обращает человека к Богу. Какой бы он ни был, что бы он ни натворил, он идет просить прощения и преклоняет Бога на милость. При этом в самом человеке происходят перемены, особенно когда он входит в храм, на исповедь,— как будто камни сваливаются с души, и вновь начинает сиять надежда.
А угрызения совести могут мучить человека всю жизнь, особенно если он тяжко грешил. Совесть — это голос Божий. Но бывает, человек слышит этот голос и не исполняет того, что он ему велит. Совесть человека точит, грызет, но каяться он не хочет, пребывая в прежней гордыни, и никаких перемен в нем не происходит.
— Батюшка, но ведь покаяние начинается именно с обличения совестью, с того, что совесть нам показывает: поступок был неправильный. Сожаление-то о грехе — это нормально, ненормально только чрезмерное засуживание себя, не так ли?
— Да, святитель Игнатий говорит, что не нужно себя засуживать. Нужна мера во всем. Дьявол часто пользуется этим: начинает из-за какой-то мелочи наводить такое уныние, что человек, вместо того, чтобы раскаяться и в конце концов забыть о проступке, носится с ним как курица с яйцом, впадает в отчаяние и перестает молиться.
— Как мне молиться за отца, который умер без покаяния? Он веровал в душе, но в храм не ходил. Мы его отпевали.
— Если он был крещен, то за него можно подавать записочки, когда Вы бываете в храме. Если человек богохульствовал, считал себя атеистом и даже запрещал себя хоронить по-христиански, то такого, наверное, бесполезно поминать в храме, но можно молиться за него дома. Но ваш отец все-таки веровал в Бога, а Господь сказал: Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23).
Момент смерти — это таинство в жизни человека, оно многое меняет; бывает, что в самые последние минуты своей жизни человек все-таки приносит покаяние, раскаивается в том, что жизнь была прожита не так, сожалеет о том, что уже ничего нельзя изменить.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что человек, который раскаялся перед смертью, но не успел принести плодов покаяния, не успел даже исповедаться, попадает в ад, но, поскольку покаяние все-таки принесено с сожалением о прожитой жизни, человек умер не с хулой на Бога, то он может быть выведен из ада по молитвам Церкви, молитвам тех, кто о нем помнит, подает за него милостыню. Так что, когда вы бываете в храме, подавайте записочку за отца и дома поминайте его на каждой своей молитве. Я думаю, что Господь вашу молитву услышит.
— Я когда-то исповедовалась, а теперь мне постоянно снятся мои грехи и я никак не могу от этого избавиться. Нужно ли снова исповедоваться?
— Это такое бесовское искушение. Надо просто не обращать на это внимания, поменьше вспоминать. Если это снится, то нужно стараться поскорее забыть, но если Вас это смущает, попробуйте еще раз исповедать, сказав, что Вы каялись на исповеди в некоторых грехах, а они теперь снятся, и, может быть, еще раз их назвать. Но больше одного раза этого делать не советую. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что когда человек по несколько раз исповедуется в одном и том же грехе, это есть неверие в великое Таинство исповеди, и просто искушение.
|