Назад | Содержание | Вперед |
ВВЕДЕНИЕ На последующих страницах излагается беседа со старцем-агиоритом 1). У меня не было намерения обнародовать ее. Но как-то, готовясь читать творения святого Максима 2), я услышал внутренний голос, убеждавший меня описать беседу с мудрым святогорским монахом. Подчиняясь голосу, которому, признаюсь, ранее не внимал, я начал, как пришло мне то на мысль. Таким образом и составлен этот труд — всего лишь в течение нескольких часов, и по причине его скороспелости прошу прощения у читателей.Хотелось бы сделать несколько замечаний. Первое. Читайте беседу не как рассказ или историческое повествование, но как ниспосланное Богом благодатное учение мудрого святогорца. Нужно иногда останавливаться и размышлять, но более всего — молиться. Возможно, понадобится еще раз вернуться к прочитанному. Второе. Читайте эту книгу с той целью, с которой она написана, то есть претворяйте в жизнь то, чему она учит. Если у нас когда-нибудь будет решимость, мы сможем войти в Божественный мрак 3) молитвы Иисусовой, которая есть гора Синай и Фавор 4). Там мы встретимся с Богом. “Призывание имени Божиего сопровождается непосредственным явлением Его, поскольку имя — образ Его присутствия”. Этот взгляд согласуется со словом Господа: “...Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 20) — и апостольским: “...Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” (IKop. 12, 3). В тот час, когда кто-либо творит Иисусову молитву, Святой Дух нисходит на него, подобно облаку на гору Фавор.Третье. Пусть не старается читатель обнаружить монаха, с которым я беседовал. Он может его не найти или ошибиться в своих суждениях. Этого не желал и сей святой старец. Четвертое. Возможно, на вас произведут впечатление многочисленные цитаты из свято-отеческих трудов. Следует подчеркнуть, что ревностные святогорцы имеют тот же дух, что и святые отцы Православной Церкви. В них живет и действует тот же Всесвятой Дух, Который жил и действовал в святых отцах. У них то же устроение ума, что и у отцов, благодаря чему они легко, без напряжения и особых усилий, воспринимают святоотеческие мысли. Помимо того, нужно отметить, что часто на протяжении беседы мудрый и боговдохновенный пустынник раскрывал книги, находившиеся подле него (святого Григория Паламы, святого Симеона Нового Богослова, “Добротолюбие” и другие), зачитывая и поясняя многие места. Моя пламенная молитва о том, чтобы люди сподобились жить молитвой Иисусовой, стольких освятившей, чтобы она освятила и их. Мой долг обратиться к героическим и достойным преклонения образцам, подражателям божественной любви — обитателям Афона, покинувшим мир и живущим в действительном мире — не в неупорядоченном, но в МИРЕ преображенном, живущим с Богом. Это современные мученики Христовы, “в чувствах удалившиеся от него (мира) и в мыслях умершие для него (мира)”. Эти святые неоднократно оказывали мне поддержку и помощь, протягивая свой хлеб; и я, алчущий, многим им обязан. Я нищ. И если бы не получил хоть немного этой пищи, умер бы. Я жажду и живу их благодатью , благословением и любовью.Этим обитателям Неба — афонским отцам — посвящен данный труд как ответный дар на их любовь. Тем, кто горячо возлюбил тройную нищету: материальную (отсутствие собственности), духовную (смирение и послушание) и телесную (воздержание). Тем, которые “поистине прошли через все блаженства Господни: обнищав духом, они обогатились; став кроткими, наследовали землю; плача, утешились: жаждая правды, насытились; умилосердившись, были помилованы; очистив сердце, узрели Бога; сотворив мир, были наречены сынами Божиими”. Святые отцы, преподобные пустынники! Мы, грешные, “по долгу вас ублажаем: юные — старцев, сыны — отцов, осужденные — святых” (преп. Никодим Святогорец). Архимандрит Иерофей (Влахос) “Помяни, Господи, живущих в девстве, благочестии и трудах и подвизающихся в горах, пещерах и расщелинах земных, имени ради Твоего святого, преподобных отцев и братии наших”. (Божественная литургия святого Иакова, брата Господня)
Примечания: 2) Здесь и далее речь идет о творениях преподобного Максима Исповедника. ^3) Изложение святоотеческого учения о Божественном мраке Иисусовой молитвы см. на стр. 131-133 настоящей книги. ^4) Синай и Фавор — места явления Бога человеку: на Синае пророку Моисею (Исх. 24, 15-18), который поэтому назван Боговидцем; на Фаворе совершилось Преображение Господне (Мф. 17, 1-6; Мк. 9, 2-7), свидетелями которого были апостолы Петр, Иоанн и Иаков. ^ |
Назад | Содержание | Вперед |