![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Священник Лев Шихляров Христианство и проблемы половых отношений |
![]() |
![]() |
![]() |
Хотелось бы рассмотреть еще несколько проблем, прямо или косвенно связанных с жизнью пола.
"Религиозно-фрейдистские" комплексы. З. Фрейд утверждал, что все проявления психической и духовной деятельности человека, в т.ч. вера и религия, имеют корни в половой организации, т.н. "либидо". Нельзя сказать, чтобы это было полностью неверно: из самой Библии следует мысль о связи религии и жизни пола, и мы об этом уже говорили. Но взаимосвязь между религиозностью и либидо отнюдь не означает первичности состояния половой удовлетворенности; просто, на человека половая потребность может оказывать сильнейшее влияние. Выше мы говорили о том, что в древних религиях человек ощущал взаимосвязь между половой и религиозной сферами (что выражалось и в формах поклонения), и что подобные тенденции никогда не прекращались (в США, например, существует "Церковь любви, где члены общины, предаваясь групповому сожительству, считают, что через это приближаются к Богу - мысль кощунственная и извращенная).
Но в жизни встречаются и противоположные случаи, когда половая неудовлетворенность отражается на сфере духа, рождая фанатизм и извращенную религиозность. Фанатизм в этом случае возникает потому, что для иного религиозного человека неудовлетворенность в половой сфере (при большой потребности в ней) перерастает в нечувствие любви богочеловеческой. Такими людьми в Библейском Откровении воспринимаются и запоминаются только те слова, которые касаются страха, наказания за грехи, вечных мук скорой апокалиптической катастрофы. Они, следуя древней "монтанистской" ереси, утверждают греховность естества и отрицают богоданность брака.Но увы - вера без любви опаснее богоборчества.
Л. Толстой в своем "Отце Сергии" гениально показал опасность исступленной религиозности. Подвижник отрубает себе палец, чтобы удержаться от соблазна со стороны великосветской дамы, но не выдерживает и согрешает с психически больной, но верующей девушкой, для которой соединение с этим монахом будто бы крайне необходимо для выздоровления.
Матерщина. Когда нам приходится констатировать удручающее состояние русского языка, ибо огромное число на нем говорящем взрослых и детей, мужчин и женщин, интеллигентов и рабочих ныне вставляют в речь матерщину и даже ею заменяют все остальное словоупотребление, задумываемся ли мы об истинных причинах происходящего? Некий языковед объясняет распространенность матерщины необходимостью в прошлые годы противопоставить лживой официальной идеологии психологическую "защиту", и матерщина, коей выражалась истина, противостояла высокому слогу, который прикрывал ложь. Но времена те прошли, а матерщины не стало меньше.
Почему из всего, что связано с жизнью человека, именно половые процессы стали ругательством? С точки зрения природы родовой процесс и процесс питания равноценны, но вряд ли слова "желудок", "пищевод" или "съеденный" могут звучать, как сильные ругательства. Но если взглянуть на матерщину в нашем контексте, то прояснится не только ее внутреннее происхождение, но и нынешняя повсеместная распространенность, ибо она перестала быть собственно ругательством, перейдя в иное качество "лексикона".
В христианстве было человечеству возвещено: Бог есть любовь. Как иные религии, так и атеизм в христианстве не принимают именно жертвенности Божией любви, воплощенной в Сыне, при этом ислам, иудаизм, буддизм до этой степени откровения о Боге просто "не дорастают", но атеизм его гордо отвергает:
Если в древнечеловеческой культуре через половые символы выражались религиозные представления и переживания, то в наше время через них косвенно выражается атеистическое обесценивание дара жизни и любви. Поэтому в атеистический век матерщина столь распространена, она есть свидетельство не-Любви, нас поразившей.
Проблема полового воспитания. Нынешний век остро поставил половую проблему, вскрыв одну из "семи печатей". Тайное стало явным, но сама цель брака была утеряна. Об интимном во всех подробностях говорят открыто даже детям, не смущаясь таких слов, как секс, презерватив, оргазм и т.д. Человечество стало решать проблемы пола и любви вне религии и вне Церкви (отчасти из-за самой Церкви), но легче от этого не стало, потому что вместе с узнаванием интимного умножились зло и разврат. Термин "свободная любовь" стал означать отнюдь не любовь, свободно от Бога принятую, а оправдание блуда. Мы уже говорили о взаимосвязи слов "блуд" и "заблуждение": человек, заблуждающийся относительно Творца ("блудный"), заблуждается и относительно ближнего и самого себя (блудит против ближнего и себя, в т.ч. в половой сфере). Раннее развитие подростков пробуждение чувственности, групповые соединения (г. Энгельсу они казались изначальными - ан-нет, половые оргии скорее говорят о "конце"), омоложение секса, ранняя беременность, (детская проституция, о чем страшно и помыслить!), широчайшая распространенность измен браку,- измена (Богу-любви-любимому) стала нормой, превосходство в отношениях влюбленности телесного над духовным и поэтому - множество "проб и ошибок", пропаганда гомосексуализма как одной из "разновидностей" "нормальной любви" - могут привести к нравственному одичанию и даже вымиранию человеческого рода, прежде всего в цивилизованных странах. Особую роль в этих процессах играют распространение порнопродукции, сексуально-магическая ритмика примитивных народов, проникшая во все виды молодежного искусства, культ силы и красоты тела. Воспевание похоти оскорбительно для достоинства человека, хотя эта мысль приходит к нему не сразу. Порнография разжигает воображение навязывая ему свой сюжет, способствует развитию греха. А ведь в половых отношениях также есть своя красота, если видеть в них часть Божьего замысла, а не упиваться чувственностью, тленной, как и тела. Изображать любовь, если это так необходимо, можно и целомудренно...
Для преодоления последствий раннего полового развития современных подростков существуют два взаимодополняющих пути. Первый предлагает медицина: это ограниченный путь - как бы смирившись с природой, необходимо локализовать и обезопасить ранний секс; это система полового просвещения, психологической помощи, полового предохранения (презервативы),- последнее против ранней беременности, приводящей к печальным последствиям, и от СПИДа, и от прочих болезней. Второй путь непосредственно относится к сфере религии: это духовное просвещение юношества, главной целью которого является воспитание целомудрия, причем основываться здесь нужно не столько на житиях и наставлениях древнеегипетских отшельников, часто презиравших брак ради другого пути, а на примерах святых и праведных христианских семей, в т.ч. и современных, при этом надо помнить, что "сексуальность и эрос нормально должны развиваться параллельно, друг друга обогащая, но друг друга не заменяя" (прот. Зеньковский, ук. соч., стр.15).
В заключение приведем слова св. Иоанна Златоуста, который к концу жизни явил пример удивительной святости монаха и который сказал множество вдохновенных слов о браке: "не в теле красота, но красота тела зависит от того... характера, который отпечатлевает душа в формах тела... Если душа радуется, то розы рассыпает по ланитам; если печалится, то отнимает красоту у тела и облекает его в черную одежду, и если постоянно находится в безудержном весельи, то и тело бывает слабо и бессильно. Если душа бывает объята завистью, то и на тело разливает бледность... если исполнена бывает любовью, то и телу сообщает особенную миловидность... многие жены, не будучи красивыми... особенную приятность имеют от души; другие, одаренные отличной красотой, всю ее портили тем, что не имели приятности в душе... Как румянеет белое лицо и какую производит приятность,.. когда краска стыдливости разливается по нему! Посему, в ком бесстыдна душа, у того и самый вид отвратительнее вида всякого зверя; напротив, стыдливая душа и самое лицо делает кротким и любезным; ибо нет ничего прекраснее... доброй души. Любовь к телесной красоте смешана с чистым, невозмущаемым удовольствием. Итак, когда ты видишь привлекательный внешний вид, постарайся узнать и внутренний; и если сей некрасив, презри и внешний". (цит. по сборн. Христианская семья и брак М., 1992)