• Светлое Христово Воскресение (Пасха) -
12 апреля 2015 года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двунадесятые непереходящие праздники • 7 января - Рождество Христово • 19 января - Крещение Господне (Богоявление) • 15 февраля - Сретение Господне • 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы • 19 августа - Преображение Господне • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы • 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня • 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы Двунадесятые переходящие праздники • 5 апреля - Вход Господень в Иерусалим • 21 мая - Вознесение Господне • 31 мая - День Святой Троицы. Пятидесятница. Великие праздники • 14 января - Обрезание Господне • 7 июля - Рождество Иоанна Предтечи • 12 июля - Святых апостолов Петра и Павла • 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи • 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы |
Церковные многодневные посты
в 2015 году: • 23 февраля - 11 апреля - Великий пост • 8 июня - 11 июля - Петров пост • 14 - 27 августа - Успенский пост • 28 ноября 2015 года - 6 января 2016 года - Рождественский пост Церковные однодневные посты среда и пятница всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок • 18 января - Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) • 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня Сплошные седмицы • 7 - 17 января - Святки • 1 - 7 февраля - Мытаря и фарисея • 16 - 22 февраля - Сырная (Масленица) • 12 - 18 апреля - Пасхальная (Светлая) • 13 мая - 6 июня - Троицкая Дни особого поминовения усопших • 14 февраля - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) • 7 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста • 14 марта - Суббота 3-й седмицы Великого поста • 21 марта - Суббота 4-й седмицы Великого поста • 21 апреля - Радоница • 9 мая - Поминовение усопших воинов • 30 мая - Суббота Троицкая • 7 ноября - Суббота Димитриевская |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<< Календарь на 2014 год | Календарь на 2016 год >> Православный календарь на 2015 год
<< Календарь на 2014 год | Календарь на 2016 год >> Примечания:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней. Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников. Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события — так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля. Православный календарь на 2015 год:Непереходящие праздники:07.01 - Рождество Христово (двунадесятый) 14.01 - Обрезание Господне (великий) 19.01 - Крещение Господне (двунадесятый) 15.02 - Сретение Господне (двунадесятый) 07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый) 21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова 22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца 07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий) 12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий) 19.08 - Преображение Господне (двунадесятый) 28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый) 11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий) 21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый) 27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый) 09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова 14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий) 04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый) 19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Переходящие праздники: 08.02 - Собор новомучеников и исповедников Российских 25.01 - Неделя о Закхее-мытаре 01.02 - Неделя о мытаре и фарисее 08.02 - Неделя о блудном сыне 15.02 - Неделя о Страшном Суде 16.02 - Седмица сырная 22.02 - Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье 01.03 - Торжество Православия 08.03 - Неделя 2-я Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского 15.03 - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная 22.03 - Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника 29.03 - Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской 04.04 - Лазарева суббота (суббота 6-й седмицы Великого поста) 05.04 - Вход Господень в Иерусалим (двунадесятый) 06.04 - Великий Понедельник 07.04 - Великий Вторник 08.04 - Великая Среда 09.04 - Великий Четверг. Тайная Вечеря 10.04 - Великая Пятница. Распятие Христа 11.04 - Великая Суббота. Сошествие Христа во ад 12.04 - Воскресение Христово. Пасха 19.04 - Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения ап. Фомы 26.04 - Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц 03.05 - Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном 10.05 - Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке 17.05 - Неделя 6-я по Пасхе, о слепом 21.05 - Вознесение Господне (40-й день по Пасхе, двунадесятый) 24.05 - Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцев I Вселенского Собора 31.05 - Пятидесятница. День Святой Троицы (50-й день по Пасхе, двунадесятый) 01.06 - День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице) 07.06 - Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых 14.06 - Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших Дни особого поминовения усопших 14.02 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде) 07.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста 14.03 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста 21.03 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста 21.04 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе) 30.05 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей) 09.05 - Поминовение усопших воинов 07.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября) О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ: ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи. О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ: По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ: Пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы. Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой. Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей. Пост для православного человека — это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного и душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года. Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом. Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие: 1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения. 2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста. 3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). 4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи. 5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом): 1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. 2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом. 3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве. МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ: 1. Великий Пост или Святая Четыредесятница. Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней. Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник — пища с маслом, среда, пятница — холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" — воскресенье перед масленицей. В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной". Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу — холодная пища без масла, вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг — пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи). Светлая седмица (неделя после Пасхи) — сплошная — скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом — сплошная. 2. Петров или Апостольский пост. Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни — рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу — горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба. В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница — дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба. 3. Успенский пост (с 14 по 27 августа). Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница — холодная пища без масла, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне. 4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января). Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня — сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника. |