МНЕНИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ О БЕСАХ, ДЕМОНАХ И ОТЧИТКЕ |
Отчитка бесноватых (одержимых) экзорцизм | Об исцелении от беснования | Аудио и видео свидетельства присутствия бесов (демонов) в человеке |
Видео о бесноватых (одержимых) | Случаи проявления бесов | Как открывались в людях бесы | Чего боятся и не любят бесы, демоны, злые духи | Фильм "Бесы" |
Снимать на видео чин изгнания бесов обычно не разрешают. Но отец Василий убеждён, что эти кадры могут спасти многих одержимых, которые ещё не слышали об экзорцизме, а заодно, убедить скептиков, что одержимость дьяволом - реальность. Это самые обычные проявления вселившихся демонов - непроизвольные телодвижения, крики, рычание, паническая боязнь священных предметов. Бывает и хуже - левитация и даже хождение по воде. Сначала отец Василий боялся связываться с бесами. Несколько лет назад, потеряв жену, он собирался уходить в монастырь. Но духовный наставник сказал: "В клетку - всегда успеешь. Иди спасать людей". С тех пор в помощи священник не отказывал никому.
"Когда они приходили, они были очень яростные, до того матерились, что ужасно. Некоторые люди даже на Литургию, когда приходили они, и матерились, говорили "Батюшка, если так будет, мы уйдём из церкви". Я говорю: "Детки, вы только поймите одно: А если бы с вами это случилось бы?, и я бы сказал бы вам: Выйдите из церкви? Как Вам, нравилось потом, или нет? Нет. Значит, мы должны терпеть, спасать их"
Пять лет назад в ряды экзорцистов вступил и отец Петр. За эти годы он определили саму сущность демонов: "Это разумные духовные существа, и нельзя их недооценивать. Бесов нельзя ни в коем случае недооценивать. Они знают все законы физики, химии и математики, вместе взятые. Они знают тайны человеческой души. Тот человек заблуждается, кто думает, что это какой-то вымысел, как нам представляют это в каких-то фильмах, сказках, как добрые бесы, или белые колдуньи, начинают помогать, и так далее. Ничего не бывает белого. Бесплатный сыр только в мышеловке, понимаете. Видно, когда человек психически болен, в когда, действительно одержим духом нечистым. И здесь, конечно, нужен опыт, и нужна практика, чтобы распознать таких людей, потому что если человек психически болен, и его начинаешь вычитывать, начинаешь производить какие-либо манипуляции, читать молитвы, то просто-напросто ты всё больше усугубляешь положение этого человека. Потому что психические заболевания и одержимость духом нечистым - это две разные вещи".
Впрочем, побывав в психиатрической клинике, отец Петр решил, что 80 % пациентов должны посещать вычитки. Одного он даже вылечил от шизофрении. Заведующая отделением призналась, что не видела такого за все 40 лет работы.
Приход отца Мирона - беднейший в Псковской области, но известен далеко за её пределами. Как и всякий монах-отец Мирон несёт послушание. Вот уже 20 лет его обязанность - изгонять бесов. В православии это называется отчитка, её ещё называют Чин Петра Могилы - по имени его составителя. Интервью с батюшкой. "Женщина получила исцеление, у неё было очень много бесов, а бесы принимали форму змеев. Была сильная тяжесть болезненная, но получила исцеление, выходили в форме змеев"
Отец Мирон уверен: "Сила над бесами даётся через строжайшее воздержание. Отчиткой может заниматься только чёрное духовенство. В церкви 2 разряда - белое духовенство - батюшки женатые, чёрное духовенство-это монашествующие".
". Бесы реально существуют и достигли сейчас больших результатов, внушив людям, что их нет. А логика сатаны такова: если нет дьявола, то нет и Бога, и дьяволу выгодно, чтобы люди жили в атеистическом мировосприятии. Если мы считаем, что дьявол аллегория, метафора, не личность, мы, тем самым, обезоруживаем себя перед силами зла. Духовная природа не терпит пустоты, если в сердце у нас нет Бога, то его занимает дьявол. Это и есть причина одержимости в наше время. Если ум человеческий бродит по всему свету и пропускает через себя все, что ни попадя, пропускает через свое сердце, все что можно, он из своего сердца устраивает проходной двор. И со всей информацией, пущенной в сердце, туда входят и бесы. Если ты принял помысел бесовский - ты принял беса самого. Вот таким образом они входят в нас, в человеческое сердце, если человек не бодрствует духовно, не призывает Имя Божьего, если ум человека не занят размышлениями о духовном, не занят Господом.
Существуют два вида одержимости: внешняя, поверхностная и внутренняя, когда уже бес поселяется в тело человека и овладевает им. Бесноватого человека, когда бес получает полную власть над его телом, видно. Тогда уже может и психика повреждаться, что является следствием бесовской одержимости. Их необходимо, если возможно, регулярно исповедовать и причащать, подводить к Чаше, чтобы Господь постоянно входил в их сердце. А когда Господь входить в сердце бесноватого, сердце освящается, и дьяволу это очень не нравится. Были случаи, когда от частых причащений бесы выходили от людей. В особо тяжелых случаях у нас из древней традиции Церкви сохраняется чин отчитки (экзорцизм – изгнание бесов). И для этой тяжелой духовной работы благословлен нашим Архиереем у нас в Пскове протоиерей храма св. Константина и Елены отец Пантелеимон (Ледин)
Злая воля, цель которой уничтожение человека в мире, зло – это реальная сила в мире. И демоны, может быть, и уничтожили бы все, смели бы все на своем пути, поскольку это падшие ангелы, и ангельская природа, ее сила у них сохранилась, они намного сильнее человека. Только Бог не дает им это сделать. Бывает, бесноватую подкидывает так, что она падает на пол затылком, плашмя о каменные плиты, и с ней ничего не случается страшного. Господь не дает дьяволу нанести непоправимого смертельного удара человеку. Господь попустил дьяволу приступить к человеку и мучить его, как правило, за грехи, за жизнь без Бога, но убить человека Господь дьяволу не разрешает, не попускает, хранит всех: и праведников, и грешников, и больных, и бесноватых, и здоровых. И если человек не будет прибегать к Богу, не будет защищен Божественной благодатью, Божественным покровительством, мы можем представить себе тогда, в лапах какого страшного зверя, немилосердного и злобного, может оказаться бедный беззащитный человек. «Всякий род бесовский изгоняется молитвой и постом»,- сказал Господь в Евангелие."
Видео: Паисий Святогорец - Об отчитке. (Том III. Духовная борьба):
Видео: О бесновании и отчитке.Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов (Москва). По страницам передачи Русский час - вопросы и ответы - 2006-04-18
Видео: Григорий Григорьев про отчитки бесноватых и оккультизм:
"Способность к экзорцизму - это дар Божий. Тяжелый и неблагодарный здесь, на земле, дар. И велики те гиганты духа, которые этот дар от Бога получили и смогли понести. Да не дерзнет никто брать на себя этот крест самочинно. В борьбе с демоном, кроме поста и молитвы, необходимо великое смирение, сильная вера и преданность воле Божией.
В наше бездуховное, безблагодатное время количество одержимых и бесноватых резко возросло. Человек, не имеющий покрова божественной благодати, заступничества Ангела-хранителя, постоянно служащий своим страстям и похотям, становится легкой добычей падших духов. А всякого рода увлечения оккультизмом, магией, астрологией, восточными учениями, экстрасенсорикой, НЛО, спиритизмом и прочим - делают душу человека открытой миру темных духов, привязывают к нему беса-помощника, делают его одержимым или просто бесноватым. Потому что живут во тьме и тьмой, и беса своего не беспокоят, покорно выполняя его волю, которая просто совпадает с желаниями погибающего. А стоит такому человеку соприкоснуться со святыней, например, придти в храм, как он тут же начинает ощущать душевный дискомфорт, особенно во время литургии на Херувимской песни, порой его просто выбрасывает из храма.
Мне не раз приходилось посещать психиатрические больницы, где наряду с душевнобольными содержались и бесноватые. Современная, оторванная от Церкви, психиатрия не в состоянии отличить больного от одержимого. Например, читается простая заклинательная молитва, к примеру: “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...” Люди с психическими отклонениями как правило реагируют на это совершенно спокойно, одержимых же начинает изворачивать, изгибать дугой; они кричат, просят прекратить чтение.
Я помню, как отец Василий Борин умолял людей отказаться от пороков и страстей. Он рассказывал, что видел, как во время службы изо рта женщины, которую он отчитывал, медленно вышло темное облачко, и та исцелилась. Но в это время кто-то случайно задел ее. Она обернулась и со злобой стала ругаться - бес тут же зашел обратно. Многие спрашивают, что делать, чтобы избавиться от одержимости. Мне кажется, что здесь надо начинать с воцерковления, с покаяния за всю прошедшую жизнь, а уж потом начинать поиски экзорциста. Найти настоящего отчитчика в наше время очень нелегко. Их мало, а каждая отчитка - это колоссальное напряжение всех духовных и физических сил, и месть, бесконечная бесовская месть. Помните, что, обращаясь к экзорцисту, вы просите его пролить кровь за вас. Живите же так, чтобы эта жертва не оказалась бесполезной.
- Падших духов множество, - рассказывает кандидат педагогических наук протоиерей Алексей Мороз. - Сейчас, в разгар эпидемии магии и окультизма, священнослужители все чаще сталкиваются с одержимыми бесами людьми. В психиатрической клинике в Санкт-Петербурге попросили меня определить, есть ли среди больных бесноватые. Я прочел молитву "Да воскреснет Бог!". И на глазах у врачей некоторых пациентов буквально начало гнуть дугой, они кричали не своими голосами. Такие крики - одно из свидетельств одержимости. Один из псковских монахов, занимающийся отчиткой одержимых, собрал целую книгу таких выкриков и отправил мне на рецензию. Читать ее страшно...
Люди попавшие под власть падших духов, не могут не творить зло. Отец Алексей Мороз привел потрясающий случай:
- Женщина, преподающая философию в университете, решила отомстить бросившему ее мужчине. Купила книгу по магии и просто повторила описанное там заклинание. Она не догадывалась, что тем самым взяла к себе в помощники падшего духа. А потом женщина просто не могла остановиться в своей ворожбе, наводила порчу даже на друзей! Несчастная показывала мне синяки на шее, говорила, что ее душит бес...
- "Чтобы решиться на отчитку бесноватых, священник должен быть сам свободен от страстей", - поясняет протоиерей Алексей Мороз. - "Иначе можно нанести вред и себе, и одержимым. Способность избавлять людей от бесов - великий дар Божий..."
Как часто приходится сейчас слышать от разных людей один и тот же вопрос – где нам
найти священника, который проведет обряд экзорцизма, отчитает бесноватого?
Невольно вздрагиваешь в этот момент – неужели стоящий перед тобой человек
одержим нечистым духом, или его близкий одержим бесами? Неприятно, но за
несколько лет священнической практики приходилось видеть и слышать разное, уже
не говоря о том, что читать об одержимых приходится каждый раз в Евангелии. Да и
всегда тяжело слышать о чужом горе. Вот и думаю, что стоит немного поразмышлять
на тему так называемой отчитки.
Все мы в той или иной степени подвержены страстям, кто-то ими просто одержим.
Источником страсти является лукавый, а человек добровольно принимает его вместе
со страстью в свое сердце, понемногу становясь при этом рабом своей страсти.
Лукавый действует на человека извне, пытаясь как можно сильнее ввести в тот или
иной грех, приручить его к нему. Большинство людей вполне способны, с помощью
Божией, и приложив некоторое количество усилий, победить страсть и отвергнуть
искушения лукавого (хотя многие люди так и остаются подверженными той или иной
страсти всю жизнь). Для этого нужно свободное волеизволение, движение сердца,
стремящегося к Богу и отвергающего сатану с его соблазнами. Вспоминаются слова
из Евангелия, сказанные Спасителем искушающему Его дьяволу: «отойди от Меня,
сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.
4, 10). Добро было бы каждому из нас, вооружившись этими словами, воспротивиться
лукавому, готовому в любой момент поставить нам подножку на пути к Богу!
А что делать, когда человек настолько погряз в страсти, и ум его настолько
помрачен грехом, что уже не способен адекватно оценивать происходящее? Ему
трудно разобраться в самом себе, а, тем более, приложить усилие для того, чтобы
скинуть с себя оковы страсти. Причина такого состояния – длительное добровольное
подчинение греху, согласие с ним. Грех как снежный ком, который катится с горы и
превращается в огромную лавину, которую уже ничто не может остановить на пути.
Одержимость грехом – тяжкое духовное заболевание, которое все же подается
лечению при условии, что человек все-таки обращается к Богу. Даже алкоголики и
наркоманы в моменты отрезвления вполне способны встать на путь покаяния и отказа
от греха. Хотя и дается это им очень непросто. За таких людей нужно усиленно
молиться, а им самим нужно постоянно прибегать к спасительным Таинствам Церкви,
чтобы, получая через них Божественную благодать, получить и исцеление.
Описанное выше состояние можно определить как пограничное с состоянием
одержимости падшими духами. Стоит человеку отступить от противления дьяволу и
полностью отдать себя греху, и тогда падшие духи уже не извне будут действовать
на человека, а войдут в него и он станет жилищем бесов. А вот когда воля
человека полностью будет подчинена бесам, и он уже не сможет контролировать
себя. Примером такого состояния можно послужить евангельское повествование о
гадаринском бесноватом: «когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший
из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не
мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и
цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк. 5, 2-5).
Людям, одержимым нечистыми духами необходимо нечто внешнее, что избавит их от
одержимости и подтолкнет на путь покаяния и духовного исправления. В случае с
гадаринским бесноватым это был Сам Спаситель. Многие таким фактором видят
отчитку – особое молитвенное последование, во время которого священник читает
заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.
Однозначного мнения в Церкви относительно отчитки нет.
Кто-то считает ее «лекарством от всех болезней», кто-то не вообще воспринимает
ее в том виде, как она практикуется сейчас. Назвать отчитку единственным
действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения
падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не ее
следствие – одержимость. Настоящий бесноватый сам не в состоянии полноценно
исповедоваться и затем причаститься. Ему нужна помощь. Такой помощью может быть
отчитка, но это не панацея, а всего лишь одно из средств, которое может быть
использовано Церковью для исцеления человека от одержимости лукавыми духами.
Отчитка – это толчок, который может придать человеку сил для его личного
свободного волеизволения, направленного на отказ от греха и возвращение к Богу.
Поэтому, оказав человеку молитвенную помощь, нужно научить его жить согласно
заповедям Божьим и соблюдать все, чему учит Церковь Христова. Тогда человек
сможет полностью избавиться от одержимости. В противном случае может получиться
так, как описал Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по
безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой,
откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда
идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и
бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43-45).
К сожалению, сейчас бытует иная практика. Собирают бесноватых на массовые
отчитки, в лучшем случае священник говорит проповедь перед началом молебна. Ни о
какой дальнейшей духовной работе с одержимыми и речи не идет. Многие издалека
едут на отчитки. Как они будут поведут себя после, станут ли жить по-Божески,
чтобы вновь не стать одержимыми, или нет? Вряд ли об этом знает священник,
ведущий массовую отчитку. На мой взгляд, массовые отчитки не просто недопустимы,
они опасны для тех, кто на них приезжает. Господь не проводил «массовых сеансов»
исцеления бесноватых, все случаи, описанные в Евангелии сугубо индивидуальны.
Неужели современные священники забыли об этом?
В Древней Церкви был особый церковный чин – экзорцист.
Экзорцисты поставлялись епископами, также как диакона и священники. Но уже в
третьем веке каноны запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что
«славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати
Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование
исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна
бывает всем». Бесноватых стали исцелять святые, стяжавшие благодать Святого
Духа.
Специальный чин отчитки в требнике митрополита Петра Могилы, которым пользуются
современные экзорцисты, имеет католическое происхождение, и в Русской Церкви он
не получил никакого практического признания. «Ни один из русских святых никогда
не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа,
которым и совершал исцеления» — пишет проф. Осипов. И он совершенно прав, потому
как «сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 21), т.е. жизнью
подвижнической, святой, в которой Господь дарует благодать для исцеления
бесноватых. Чего не сказать о многих современных экзорцистах, которые даже не
имеют благословения епископа на проведение отчиток, что идет в разрез со
священными канонами Православной Церкви: «Не произведенным от епископов не
должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (26 правило Лаодикйского собора). О
каком стяжании Святого Духа можно говорить, когда священники не имеют обычного
смирения и послушания Матери-Церкви? Вот и ездят к ним толпами бесноватые по 5,
10, 15 раз, не получая исцеления. Да еще и не факт, что большая часть из них
действительно является бесноватыми, которые уже не могут контролировать свою
волю.
Есть еще одно ужасное заблуждение среди почитателей отчитки. Они ставят отчитку
выше Таинств Церкви. Порой приходится слышать следующее: «Вот, исповедуюсь,
причащаюсь, пощусь, молюсь и ничего не помогает, нужно ехать на отчитку». Какое
заблуждение! Никакого беснования, т.е. настоящей одержимости злыми духами, у
этого человека на самом деле нет. Если человек смог сам исповедоваться,
причаститься, постоянно молится и постится, то лукавый давно отошел бы от него,
т.к. он не терпит всего этого. Скорее всего, человек одержим сильно развитой
страстью, с которой не хочет расстаться, может быть, есть нераскаянный грех,
который помрачил разум, и даже может быть, что у него психическое заболевание,
но никак не беснование. Но едет такой человек на отчитку и возвращается ни с
чем, а порой даже в еще худшем духовном состоянии, когда уже не так далеко до
настоящей одержимости.
Еще одно пагубное действие массовых отчиток – их доступность. Кто попало может
записаться на отчитку, зайти в храм и постоять на молебне. Не секрет, что такой
«духовный аттракцион» весьма популярен среди паломнических служб, которые возят
на отчитку как на экскурсию, заодно предлагая поучаствовать в ней ради проверки
наличия беснования в паломниках. Эдакий индикатор бесов, лакмусовая бумажка. А
многие ведь идут на это, участвуя в отчитках ради праздного любопытства. И каков
бывает ужас этих людей, когда они вдруг начинают плохо себя чувствовать во время
отчитки. Все, человек начинает считать себя бесноватым! И начинаются жуткие
мытарства этого несчастного, который стал жертвой нечестивой рекламы и
недобросовестности экскурсовода. И ведь невдомек бедняге, что совершенно
здоровому человеку может стать неприятно и даже плохо, когда вся окружающая
атмосфера во время отчитки давит на него, или еще чего хуже – кто-то рядом
начинает мычать, рычать, изрыгать проклятия и хулу.
Частенько отчитки записывают на видео, распространяются аудиозаписи, а некоторые
экзорцисты даже умудряются брать у бесов интервью. Какое-то сумасшествие!
Господь запрещал бесам говорить, святые следовали его примеру, а тут
какой-нибудь молоденький иеромонах устраивает ток-шоу «Пусть говорят». Смотреть
и слушать подобные записи – прямой путь самому подвергнуться нападкам лукавого.
Ведь он видит интерес, проявленный человеком и не замедлит подогреть его
чем-нибудь покруче.
Думается, что если отчитка и имеет право на существование в условиях
современного мира, то она должна быть сугубо индивидуальной для каждого человека
с последующей индивидуальной духовной работой над исправлением жизни человека,
приведшей к одержимости. Священник должен обязательно иметь благословение
архиерея и, самое главное, должен иметь высокий духовный уровень и опыт, весьма
приближенный к святости, иначе он сам может быть посрамлен лукавым за свое
дерзновение, и не принесет пользы одержимому.