НАСТАВЛЕНИЕ МОНАХАМ

 

Владыка всяческих, Человеколюбивый Бог, всегда дает человече­скому роду действительные средства к познанию будущего, и желая, что­бы каждый преуспевал, восходя к совершенству, вразумляет нас мано­вениями Своей благости, постоянно привлекая к добру созданного по образу Его человека. Ибо как душа по природе своей имеет наклон­ность к прекрасному и стремится к вожделению лучшего, так неприяз­ненная область греха с чрезвычайной хитростью, для затмения действи­тельных благ, представляет простым душам мечтательный образ благ. Потому-то неисповедимая любовь Божией благодати в Богодухновен­ных Писаниях учит нас ведению истины, по слову сказавшего: Благо­сти и наказанию, и разуму научи мя (Пс.118:66), – чтобы таким обра­зом пришли мы в состояние, способствующее устранить от себя при­чину всех зол – неведение. Тогда, руководимые светом истинного ведения, познав, что ведение истины есть причина спасения, возмогли бы совершенно изгнать из себя плотское и неразумное мудрование, ут­вержденное в нас коварным обещанием знания.

Так и вы, превожделенные и возлюбленные братия, не раз просили меня предложить вам слово о том, как надлежит вести себя удаливше­муся от плотских удовольствий, от образа жизни обычного веку сему, и как должны вести себя в отношении друг к другу те, которые, подражая апостольскому примеру, описанному в Деяниях, сошлись в один свя­щенный сонм, в один учрежденный союз братства, решившись всегда вкупе проводить благочестивую жизнь; какие надлежит им иметь у себя нравственные постановления, а также какова цель пути к высшей добро­детели; что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2); какое поприще и какой подвиг предлежат желающим достигнуть со­вершенства и поспешающим войти в меру духовного возраста, – на­конец, чтобы не продолжить вдаль слова, это и все к этому относящееся просили вы меня начертать вам письменно для всегдашнего памятования о душеполезном поучении. Без сомнения, вы убеждены, согласно с догматами Православной веры, что есть одно Божество – достопо­клоняемая и блаженная Троица, одна сущность, одна воля, одна слава, (что должно) благочестно приносить одно поклонение трем ипостасям Единого Божества, как и в святом Таинстве Крещения пред многими свидетелями мы благочестно засвидетельствовали сие доброе испове­дание. Потому и я, видя великое ваше стремление к доброму и замечая желание взойти на высоту добродетели, не поленился сделать вкратце напоминание, заимствовав содержание мыслей из самых Богодухновен­ных Писаний, а вместе с тем, для подтверждения несомненной веры, приложил и самые свидетельства Писания, чтобы не подумал кто, буд­то бы иное говорю сам от себя, и не стал подозревать, будто бы мудр­ствую в крайней суетности.

Итак, всем, которые посвятили себя Богу и всегда стараются пред­ставите телеса своя жертву живу, святу, благоугодну Богови, словес­ное служение (Рим.12:1), предстоит главная цель благочестия – веро­вать согласно со священными обетованиями Евангелий и прочих свя­тых Писаний. Предающим себя на всякое дело благое и на всякое упражнение в добродетели надлежит быть твердо уверенными, что бла­годатью Христовой и Божией силой может быть в нас совершено ко­нечное избавление и очищение от страстей бесчестия, возбуждаемых в душе и в теле, потому что невозможное для нас возможно для обетовав­шего (то для нас) Бога. Греховные же немощи впоследствии привзошли и (заполнили) душу и тело из-за преступления первозданного человека. Надлежит нам также со всей несомненностью веры совершенно и всеце­ло сподобиться сыноположению Духом (стать сынами Божиими) для освящения души и тела, по слову Сказавшего: Яко благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе, и во извещении мнозе, якоже и весте (1Фес.1:5). И еще: всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохра­нится (1Фес.5:23). Этот залог благодати неизреченного благодеяния для приращения совершенного наследия и умножения во много крат таланта прияли мы, верующие, через Святое Крещение при блаженней­шем именословии (наречении имени), – как скоро уверовали в это ве­ликое и пречистое Таинство. Божественный и утешительный Дух, дан­ный апостолам, а через них преподанный Единой и истинной Церкви Божией, с минуты Крещения по мере веры различно и многообразно пребывает в каждом, приступившем ко Крещению с чистой верой, и каждый для приумножения, возделывания и приращения получает сей мнас (мнас – монета достоинством в драхм), как сказано в Евангелии. Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет по природной необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершенного мужа, в полноту разумных понятий, так по­добным же образом и рожденный свыше водой и Духом должен быть возведен не в младенчество духовного возраста, но, ежедневно пребы­вая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духовного возра­ста, по сказанному у апостола: Дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся вся­ким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней лщения. Ис­тинствующе же в любви да возрастим в Него всяческая, Иже есть гла­ва Христос (Еф.4:13-15). И в другом еще месте он же говорит: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2), – выражая этим, что достигшие в совершенную меру возра­ста и разумной полноты духа доходят и до совершенной воли Божией. Если при телесном рождении появившийся младенец вследствие необходимости и по закону природы достигает мужеского возраста, ибо так определил Божий Промысл, чтобы по уставу необходимости, а не по свободному произволению приходил тот в совершенство телесного возраста, то в духовном рождении свыше Бог установил иной порядок. Свободному произволу человека Он предоставил труд, подвиг и уси­ленное с великим терпением шествие, по сказанному Господом: Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк.13:24). И еще: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22), в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк.21:19). И апостол говорит: терпением да течем на пред­лежащий нам подвиг (Евр.12:1); тако тецыте, да постигнете (1Кор.9: 24). И еще: якоже Божия слуги, в терпении мнозе (2Кор.6:4). Так домо­строительствовала благодать Божия, чтобы каждый, по собственному расположению и по собственной своей воле, трудом и подвигом дости­гал духовного возрастания. В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святаго Духа к духовному возраста­нию в обновлении ума. Не только по благодати и туне получая спасе­ние, но и по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, – но так, чтобы как по благодати, так и по правде, стать наследником вечной жизни. То есть не всецело Божией силой и благодатью, без собственного человеческого содействия и старания возрастая в преспеяние, но и не всецело собственной силой и крепостью, без содействия и помощи Духа имея возможность прийти в совершен­ную волю Божию и в меру чистоты. Ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий.  Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс.126:1). И еще: Не бо мечем своим наследиша землю, и мыш­цы их не спасе их (хотя мечами и мышцами сражались они), но десница Твоя, и мышцы Твоя, и просвещение лица Твоего (Пс.43:4). Этим пророк показывает, что Божия сила действовала в собственном их подвиге и вместе, низлагая самомнение тех, которые при немногих добродетелях понадеялись сами на себя, учит он, что надеющимся бывает спасение Божие благодатью по вере и любви их.

Что же такое воля Божия совершенная, достигать которой с по­спешностью увещевает и убеждает каждого апостол? О них (стремящихся к воле Божией) Господь сказал, ублажая их: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф.5:8), и которым еще заповедует: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5:48). От тех Он не требует ли этим решительного очищения от греха, то есть решительного освобождения от страстей бесчестия и совершенного усвое­ния себе самой высшей добродетели? А это есть очищение и освящение сердца причастием совершенного Божия Духа, которое несомненно происходит в душе, если она с верой и любовью всецело предает себя Богу. И Дух, указывая на совершенный труд истины и на желающих оказаться сынами света и стать наследниками жизни, поучая искать это­го у Бога и веровать, говорит через Давида: Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Пс.118:80). Тем самым дает разуметь, что несут на себе стыд и бесчестие не приобретшие серд­ца чистого от всякой скверны и нечистоты, ибо еще говорит: Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя (Пс.118:6). Так Дух учит, что исполнение всех заповедей и удаление от всякого грехо­падения есть совершенное дерзновение пред Богом. А также и пророк указует на ту же цель, когда, молясь, сказал: Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух прав обнови во утробе моей...  Духом Владычним утвер­ди мя (Пс.50:12,14). И еще, спрашивая, кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его, присовокупляет, кто именно до­стоин этого, и говорит: Неповинен рукама и чист сердцем (Пс.23:3,4). Этим Дух показал, что должны собственной своей деятельностью со­вершенно отсечь от себя грех, совершаемый делом, словом и помышле­нием, а также, молясь и по вере надеясь, стараться ежедневно достигать совершенной чистоты духа.

Апостол ясно учит, сказывая, какими должны быть души, удаля­ющиеся от плотского брака и мирских уз и желающие пребывать в дев­стве: Не посягшая печется, да будет свята не телом только, но и духом (1Кор.7:34). Так он повелевает душе быть свободной от действитель­ных и мысленных, то есть от явных и тайных грехов, как должно неве­сте Христовой, желающей сочетаться с чистым и нескверным Небесным Царем. Ибо оной пречистой красоте должна уподобиться по доброде­телям душа, желающая сочетаться с Ним и вожделеющая прийти в еди­ный с Ним Дух, по сказанному у блаженного Иоанна: имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже Он чист есть (1Ин.3:3). То есть подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор.4:16). Ибо не от явных только грехов: блуда, или воровства, или зависти, или чревоугодия, или клеве­ты, или лжи, или празднословия, или кличей, или смеха, или остросло­вия, или сребролюбия, или любостяжательности, – должна быть чи­стой душа, которая устранила себя от мирского общения, удалилась от мира, соблюдает девство, обрекла себя пребывать в союзе и общении с нетленным Женихом. Но тем паче надобно ей содержать себя в чистоте от сильнейших душевных страстей и тайных грехов, то есть от похотли­вости, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, зло­нравия, ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, само­угодия, самолюбия, кичения и подобных невидных (невидимых) страс­тей безчестия (Рим.1:26).

Писание, если верим только словесам Духа, сокровенные душев­ные грехи почитает подобными грехам, обнаруженным в действии, по­тому что они – отпрыски одного и того же корня, ибо сказано; Бог рассыпа кости человекоугодников (Пс.52:6); мужа кровей и льстива гну­шается Господь (Пс.5:7). Лесть и убийство причисляя к одному пре­ступлению: глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах сво­их, – говорит: Даждь им, Господи, по делом их (Пс.27:3-4). И еще: Ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Пс.57:3). Господь, укоряя челове­коугодников, говорит, что все делают они, только для того, чтобы да видимы будут, человеки, – а потому заповедует: Внемлите милостыни вашея не творити пред человеки... аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф.6:1), – то есть заповедует не искать и не домогаться от людей похвалы и славы за добрые дела, но ожидать этого лишь от Единого Бога, у Которого как слава истинна и вечна, так и бесчестие вечно. Это-то и означают слова: Горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк.6:26), – то есть когда желаете слышать о себе хоро­шее от людей и восхищаетесь славой и похвалами, от них происходя­щими. Ибо как возможно, чтобы делающие добро не были явны для всех, когда Сам Господь сказал: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небе­сех (Мф.5:16)?

Старайтесь делать всякое доброе дело во славу Божию, а не в соб­ственную свою славу, не ищите себе похвал у людей и не восхищайтесь ими. Ожидайте же похвалы и славы от Единого Бога, как говорит и блаженный Давид: от Тебя похвала моя... о Господе похвалится душа моя (Пс.33:3). Так и апостол заповедует, чтобы все, вплоть даже до вкушения пищи и пития, делалось во славу Божию: Аще убо ясте, – говорит он, – аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Бо­жию творите (1Кор.10:31).

О тех же, которые домогаются себе похвал и славы от людей, Гос­подь засвидетельствовал, что они неверные, сказав: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете (Ин.5:44)? Также и Иоанн, причисляя ненависть к убийству, говорит: ненавидяй брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго (1Ин.3:15), – то есть с убийством сравнивает он ненависть к брату, сохраняемую втайне. И апо­стол Павел, обличая преданных страстям бесчестия, по причине нера­зумного и непокорного их сердца, перечисляет худые и погибельные их дела, воедино совокупляя тайные и явные грехи, и говорит: И якоже не искусиша имети Бога в разуме, предаде их Бог в неискусен ум, твори­ти неподобная: исполненых всякия неправды, блужения, лукавства, лихо­имания, злобы: исполненых зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия. Шепотники, клеветники, богомерзски, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы, неразумны, непримирителны, нелюбовны... немилостивны. Нецыи же и оправдание Божие разумевше, яко таковая творящий достойни смерти суть (Рим.1:28-32). Видишь ли, не явные только исчислил грехи, которыми гнушаются люди, но к явным причислил и тайные душевные страсти: лесть, гордость, рвение, злонравие, высокомерие, ненависть, неразумие? И Господь говорит так­же: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15). Возносяйся, смирится: и смиряяйся, вознесется (Лк.14:11). И Премудрость говорит: Нечист пред Господом всяк высокосердый (Притч.16:5).

Собирая подобные места из Писаний, найдешь, что весьма многие сказаны против сокровенных в душе страстей бесчестия. Дух Святый, зная, что тайные греховные страсти бывают в душе весьма сильны, и поучая нас, каким образом возможно освобождение от них, говорит чрез Давида: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18:13-14), – чтобы при многих молитвах, вере, совершенном и благом стремлении к Богу возможно было бы силой Духа преодоле­вать тайные страсти бесчестия. Ибо сколь стараемся охранять от явных грехов внешнего человека, то есть тело – как храм Божий, о чем сказал апостол: Аще кто Божий храм растлит, под храмом разумея тело, рас­тлит сего Бог (1Кор. 3; 17), – столь же нужно старательности и подви­гов к охранению внутреннего человека, то есть души, от всякого лука­вого помысла, по сказанному: Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч.4:23).

Преуспеем же в этом, всегда противоборствуя и противореча лукавым помыслам тщеславия, ненависти, кичения, лести, похоти и неверия, ревности, любоначалия, со всей строгостью испытывая самих себя и охраняя ум свой от союза и согласия с тайными душевными стра­стями, с усилием предаваясь всякому доброму начинанию, труду и по­двигу, чтобы полагать препятствия своему сопротивнику.

Гадательно давая уразуметь единообразие и прямоту добродетелей, блаженный Моисей в образах показал, что душа должна руководиться не двумя расположениями: к худому и доброму, – но идти вслед только доброго, что нам должно возделывать в себе на двоякие плоды: и худо­го, и полезного, но единообразно делать полезное, всячески чуждаясь худого. Говорит же он о том загадочно: Да не ореши юнцем и ослятем вкупе (Втор.22:10), – то есть не запрягай на ниве своей вместе разно­родных животных, например, юнца и осла, но запряги однородных жи­вотных и ими возделывай ниву свою. Иначе говоря, на ниве сердца твое­го да не возделываются вместе и добродетель, и порок, но да возделы­вается одна добродетель. Еще говорит он: Ниже да облечешися в ризу различну от льна и волны вкупе ткану (Втор.22:11), – то есть шерстя­ную одежду не тки вместе с льном, а также льняную вместе с шерстью, не возделывай на участке земли своей двояких плодов в одно и то же время и дважды за лето (Втор.22:9), не своди разнородных животных для приплода, но всегда однородное с однородным. Всем же этим таин­ственно дает разуметь, что не порок и добродетель вместе должны в нас возделываться, но единообразно обязаны мы порождать из себя священ­ные плоды добродетели. Душа не должна входить в общение и единение с тем и другим духом – духом мира и духом Божиим. Напротив того, Моисей повелевает душе, соединяясь только с Духом Божиим и прилеп­ляясь к Нему, плодоносить святые порождения добродетели и плоды духовные; заповедует нам не соглашаться произволением на то и дру­гое, на худое и хорошее, но, избирая единственно хорошее и всячески чуждаясь худого, возделывать в душе единообразный плод доброде­тели, по сказанному: Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся... неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:128,163), – чтобы Господь, видя душевный подвиг, по человеколюбию Своему, собственной силой Духа непременно совершил в нас великое исцеление от тайных стра­стей, отмщая мысленным врагам нашим. Так Господь, говоря о вдовице, притесняемой соперником, когда пришла она к неправедному судье, требуя у него отмщения и получив его за неотступность долговремен­ных настоятельных просьб, научает нас не унывать в молитвах (ибо ска­зано: Глаголаше же и притчу к ним, како подобает всегда молитися, и не стужати си (Лк.18:1), заповедует нам неотступно молиться. После же Господь присовокупляет: слышите, что судия неправды глаголет. Бог же не имать ли сотворити отмщение... вопиющих к Нему день и ночь. Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лк.18:6-8). Какой подвиг совершил апостол за учеников своих, в какую духов­ную меру старался привести их, внутренне молясь за них! И вместе, ко­гда высшую цель христианства неутомимо и с любовью к истине ставит на вид всем желающим стремиться к ней, когда старающимся прости­ратися в предняя делает известным апостольское правило для новой твари, – тогда что говорит он? – Наказующе всякаго человека и учаще всякой премудрости, да представим всякаго человека совершенна о Хри­сте Иисусе: в Немже и труждаюся и подвизаюся (Кол.1:28-29). А еще сподобившимся в Крещении принять печать Духа обетования желает, чтобы возрастали они в духовном своем преспеянии: Сего ради и аз слы­шав вашу веру о Христе Иисусе, и любовь, яже ко всем святым, не пре­стаю молить и просить о вас... да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его: просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование зва­ния Его, и кое богатство славы достояния Его во святых, и кое преспе­ющее величество силы Его в нас верующих (Еф.1:15-19).

В точности же обозначил апостол и самый образ духовного при­частия и приобщения в достигших полного удостоверения, сказав: по действу державы крепости Его в вас, верующих, юже содея о Христе, воскресив Его от мертвых (Еф.1:19-20), – то есть чтобы по этому действу Духа и вы получили полное удостоверение (в своей причаст­ности к Нему). И опять в том же послании, несколько ниже, желая, чтобы достигли они высшего возрастания и духовного преспеяния в совершенстве, молится, говоря: Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется: да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Хри­сту верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани. Да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высо­та. Разумеети же преспеющую разум любовь Христову, да исполните­ся во всяко исполнение Божие (Еф.3:14-19). В другом послании, изла­гая учение о том же, показывая ученикам преизбыток духовного бо­гатства и убеждая их в поспешности (необходимости) восходить в совершенную меру, сказал он: Ревнуйте же дарований духовных: и еще по превосхождению путь вам показую (1Кор. 12; 31). Аще языки чело­веческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая ползами есть (1Кор.13:1-3). Присовокупляет он и то, какие плоды имеет любовь, и как приобретшие ее совершенно освобождаются от греховных страстей: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си... не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вея уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1Кор.13:4-8). А это означает, что сподо­бившиеся исчисленных выше дарований Духа и не приявшие еще из­бавления по совершеннейшей и действенной духовной любви, нахо­дятся пока в опасности, борении и страхе, хотя и имеют уже духовные дарования.

Какова же духовная мера, уже не подлежащая падению и страсти, а именно, что и языки Ангельские, и пророчество, и вера, и всякое ведение, и дарования исцелений (хотя и это суть действия того же Духа) ничего не значат в сравнении с высочайшей добродетелью и с полнотой совер­шенной любви, – сие апостол показал для желающих тщательно вос­ходить по пути христианства, чтобы сподобившийся этих дарований не подумал о себе, что и при неполном действии благодати достиг уже он совершенства, чтобы, возмечтав, будто бы ни в чем не имеет уже нуж­ды, и удовлетворившись одними низшими дарованиями, не остался не достигшим совершенной меры любви. Указанием же цели совершен­ства апостол учит, чтобы каждый, признавая себя нищим перед таким богатством любви, непрестанно и неослабно подвизался подвигом доб­рым, и проходил духовное поприще, пока не достигнет цели, по сказан­ному: Тако тецыте, да постигнете (1Кор.9:24).

Вот как во многих местах апостол ставит на вид всем предел, цель и правило благочестия и совершенства, молясь за учеников своих, чтобы все они достигли одной и той же цели. Этот же апостол, в другом еще месте верным и любящим Господа показывая превосходство совершае­мого о Христе обновления и пременения (перемены), говорит: Ни обре­зание что может, ни необрезание, ни нова тварь. И елицы правилом сим жителствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии (Гал.6:15-16). И еще: аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша (2Кор.5:17). Одним речением – нова тварь – явственно выразил апо­стольское правило. Выражение же нова тварь значит не что иное, как сказанное им же в другом месте: Да представит ю себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф.5:27), – то есть совершенная чистота от срама (а это есть освобождение от страстей), исполненное Божественной силы Духа, неизреченное и таинственное во святыне общение, производимое в серд­цах святых, сподобившихся нового преестественного духовного наслаж­дения добродетелями, – вот что есть нова тварь о Христе, как учит апо­стол. Но и слова: Очистите убо ветхий квас, да будете ново смешение (1Кор.5:7), и: да празднуем не в квасе ветсе... но в безквасиях чистоты и истины (1Кор.5:8), – представляют ту же цель. Но поскольку не имеем достаточных сил к борьбе с началами и вла­стями и духами злобы, апостол увещевает нас воспринять на себя вся оружия Божия. Облекитесь в броню правды, обуйте нозе во уготование благовествования мира, препояшьте чресла истиною... над всеми же вос­приимши щит веры, в нем же, говорит он, возможете стрелы лукаваго разжженныя (то есть внушения нечистых страстей) угасити: и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий, чтобы с этим исчисленным теперь духовным оружием, высшим естества чело­веческого, возмогли мы стати противу жестоким кознем диавольским (Еф.6:11-17). Самый же способ, каким можем приобрести все, в точно­сти обозначил апостол, сказав: Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое терпяще и бдяще... во всякой молитве (Еф.6:18). Потому апостол и желает всем, говоря: Благодать Господа Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами (2Кор.13:13). И еще: всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1Фес.5: 23). Вот сколь многими способами приводит он в ясность (делает яс­ным) прямой путь правды и высокую цель христианства, всех убеждая и всем желая достигнуть этой цели, взирая на которую любители исти­ны всячески и неутомимо подвизаясь в вере, и уповании, и во всяком благоустройстве добродетели, дали бы обет и желали прийти к ней. Таковые, освободившись от всякого греха, в состоянии будут чисто, совершенно и неукоризненно исполнить и великие заповеди, в которых закон и пророцы висят: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею... возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф.22:40, 37-39).

Если по видимости слишком распространили мы рассуждение о цели благочестия, какую предлагают нам Господь, апостолы и все Богодух­новенные Писания, подтверждая все многими свидетельствами, то, как думаем, сделали это не без особой мысли, но чтобы всяким способом непоколебимо и несомненно удостовериться в том, какое у нас упова­ние веры, какая наша цель и какое предлежит нам поприще. Особенно же мы, которые восприняли монашескую жизнь, поставили себя вне мирских уз и плотского общения, и решились пребывать о Христе дев­ственниками, чтобы каждому и каждой постоянно иметь в виду, куда мы призваны и какой обязаны достигнуть меры.

А потому отложим всякое самомнение о некоторых соделанных нами добрых делах, рассуждая о себе, что, действительно, мы – ничто, (особенно) в сравнении с превосходством совершенной меры звания и неисследимого богатства любви Христовой. (Будем же) всеми способа­ми, изо всех сил и со всяким тщанием себя самих и, по слову Господню, все, что имеем в веке сем, всегда усердно посвящать на благое; сверх же сего, отрекшись от души своей, ежедневно с радостью воспринимать на себя крест и, последуя за ним, Самого Господа во всем имея для себя образом, примером и предположенной для нас целью, по сказанному: подобна мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор.4:16), терпением да те­чем на предлежащий нам подвиг: взирающе на Началника веры, и Совер­шителя Иисуса, Иже вместо предлежащих Ему радости, претерпе Крест, о срамоте нерадив, одесную же Престола Божия седе (Евр.12: 1-2), – чтобы не обольститься нам по злоухищрению злобы мнением о своей праведности, будто бы уже достигли мы совершенства, и не ос­таться без высших духовных преспеяний, удовлетворившись некоторы­ми духовными дарованиями или немногими какими-нибудь добрыми делами, успокоившись на том. Напротив, как любители истины до кон­ца пребудем в труде, в скорби, в подвиге, и непрестанном течении, с каждым днем простираясь постоянно в предняя, и забывая убо задняя (Флп.3:13), алкая и жаждая всегда правды, имея сокрушенное сердце, как не достигшие еще звания, в которое призваны, и не приявшие со­вершенной меры христианства, не пришедшие еще в совершенную лю­бовь Христову.

Действительно желающие достигнуть предложенной и предуказан­ной высочайшей цели всегда уязвлены желанием, до последнего даже издыхания, стремиться к оному званию неизглаголанного совершенства, не удовлетворяясь никаким причастием низших доброт (сопричастно­сти к обычным степеням) праведности: постам, или бдениям, или мило­стыни, или духовным дарованиям, – не успокаиваясь на них, а при всех добрых качествах и совершенствах всецело посвящая себя всем добро­детелям, и, таким образом, (все равно) чувствуя себя недостаточными в рассуждении добродетели, никак не подумают, что исполнили они за­кон премудрости. Напротив, хотя и честны пред Богом, но будут почи­тать сами себя недостойными; хотя преспевают духовно, но сами себе покажутся только начинающими; хотя уже велики, уничижат себя и вменят в ничто. Таким образом, как уверовали и в какой мере возлюби­ли, в такой примут награды благовестия Царствия. Таковые души в состоянии будут благоугодить Богу и наследовать Царствие. Они как имеющие сокрушенное сердце, нищие духом, алчущие и жаждущие прав­ды, вожделевающие совершенных (духовных) почестей за высокую лю­бовь свою к Богу будут награждены высокими дарами.

И так как достаточно сказано о надежде достигнуть цели, какую особенно должны иметь обрекшие себя на монашескую жизнь и возлю­бившие девство, то необходимо поговорить о собрании и святом соче­тании братства в монастырях, о том, как братья должны жить и вести себя друг с другом, какими трудами, потом и упражнениями любители истины могут достигать сказанной выше цели благочестия. Необходимо поговорить об этом, чтобы люди ревностные и постоянные, (иду­щие) путем, ведущим в небесный град, вступив на этот путь усердно, шествовали с тем же усердием, пока не достигнут (цели).

Стремящийся к цели благочестия и желающий идти по следам Гос­подним, удалившись из мира, от мирских удовольствий, безусловно предав себя братству, по Евангелию отрекшись отца, матери, жены, детей, братьев, родства, богатства, славы, благородства и вступив в монастырь, как бы в дополнение ко всему прекрасному, прежде всего да присовокупит это: еще же и душу свою (Лк.14:26).

Что же значит – отречься от души своей? Безусловно и всецело предать себя братству, и вовсе не исполнять собственной своей воли, но поставить себя в зависимость от Божия Слова, почерпнутыми в нем свя­тыми и чистыми разумениями заповедей Господних украшать душу и признавать их спасительными и свойственными (душе); вовсе не иметь ничего в своей власти, кроме одежды, которую человек носит, чтобы можно было совершенно не иметь (ни о чем мирском) попечения, но всегда с радостью исполняя только то, что кому приказано. Отрекший­ся от души своей, как купленный Честной Кровью Христовой, как бла­годарный раб особенно почитает во всем настоятелей всех братии – как господ и владык, по слову Самого Господа: кто из вас хочет быть первым и великим, тот да будет из всех последний, всем слуга и всем раб (Мф.20:26-27). Сколько зависит от него, пусть не домогается от братии ни слова, ни чести или похвалы за услуги или житие, по сказан­ному: Со благоразумием служаще, якоже Господу, а не яко человеком ...не пред очима точию работающе яко человекоугодницы, но яко же раби Христовы (Еф.6:7,6), – и, предав себя Господу, да идет путем узким и тесным. Как любитель Царствия (пусть он) охотно и с радостью да под­клонится под легкое и благое иго Христово, уготовляющее ему великое спасение, если с великодушием и терпением пребудет до конца в том благом и душеполезном рабстве. Всех же начальников да почитает свои­ми Христу и наследниками Царствия, и да пребывает во всяком под­чинении каждому, особенно же настоятелям братии, неся по приказа­нию бремя забот об обители, всегда почитая себя обязанным услужи­вать братиям с любовью и простотой, по сказанному: любовию рабо­тайте друг другу (Гал.5:13), ни единому ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга (Рим.13:8).

Но и вы, подвижники и настоятели братства, приняв на себя вели­кое дело, так поборайте (уничижайте) смиренномудрием хитрые коз­ни злобы, чтобы вам, ввергнувшись в страсть гордыни и властвуя над братиями, и превозносясь пред ними, вместо величайшей пользы не причинить ущерба и великого вреда душе. Напротив того, как сердо­больные отцы, ради Бога предав себя на служение братству, а не на господствование, во всем заботясь о братьях телесно и духовно, стара­ясь о пользе души каждого, прилагайте о них попечение, как о чадах Божиих. Таким образом, приближая к себе и согревая для духовной пользы весь священный собор братства, получите небесную награду от Христа. Потому въявь (истинно) соблюдайте сан настоятеля, как то: распоряжайтесь, или приказывайте, или подавайте советы искусней­шим из братии, или иному делайте выговор, или обличайте, где нужно, или упрашивайте, где должно, по заповеди апостольской (Тим.4:2), чтобы по неведению, под предлогом смирения и кротости не пришли в замешательство дела монастырские, когда настоятели и старейшие не сохранят чина последовательности.

Втайне же, мысленно, почитайте себя рабами, недостойными вся­кого из братии. И как добрые пестуны, которым вверены господские дети, со всяким благоразумием и страхом Божиим старайтесь каждого из братии направлять ко всему доброму, зная, что за таковой труд со­блюдется нам у Бога великая и неотъемлемая награда. И как руководи­тели детей нередко, ради обучения или образования нравов, не щадят этих собственных своих господ, но вразумляют их бичом, доказывая тем великое свое к ним расположение и усердие, в надежде, что сдела­ются те мудрыми и славными в мире, – так и вы, настоятели-подвиж­ники, не по страсти гнева или высокоумия наказывайте необразован­ных и младенствующих братий, но по Христову человеколюбию, с це­лью духовной пользы, в надежде оказать помощь руководимым вами к Небесному Царствию. В этой мысли старайтесь направлять младенче­ство братии, по сказанному выше, к тому, что для каждого полезно: или прошением, или выговором доводите до обращения, движимые единственно Божией ревностью и Христовым человеколюбием, а не по злобе, как бы отмщая за самих себя; наказывайте, чтобы, показав со­вершенство труда, какой приняли вы на себя ради Бога, соделаться вам наследниками Небесного Царствия. Ибо в таком случае, действитель­но, Ангельская будет жизнь, когда настоятели и старцы будут руководиться такой мыслью, когда все братья, со всей радостью подчинив­шись друг другу, станут взаимно один другого почитать своим госпо­дином, и один другому отдавать большую честь.

Итак, братья должны жить между собой в простоте, чистоте, еди­нодушии, мире и сердечной искренности. Никто да не превозносится пред другим, и да не почитает себя лучшим, или высшим кого бы то ни было, а, напротив того, как ученик Христов да признает себя скудней­шим всех людей, как сказал Сам Господь: возносяйся, смирится: и смиря­яйся, вознесется (Лк.14:11), – то есть кто из вас хочет быти первым, бу­ди вам раб и всем слуга. Якоже Сын Божий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:26,28). И апостол говорит; Не себе до проповедуем, но Христа Иисуса Господа: себе же самех рабов вам Иисуса ради (2Кор.4:5). Потому умоляем вас, желающих стать подражателями Христовыми, для покоя, взаимного друг другу подчинения и полезного рабства будем готовы, если можно, и пострадать за ближнего, имея для себя образом и примером, и содей­ственником во всем добром Господа, по сказанному: любящым Бога вся поспешествуют во благое (Рим.8:28), – чтобы любовью, простотой, отсутствием соперничества и кичливости мог сохраняться в братстве союз мира, как в едином теле и духе Христовом, когда братья взаимно подчиняются друг другу в страхе Господнем.

Потому каждый, намереваясь держаться подобных правил, прежде всего всеми мерами да старается иметь в сердце своем священную лю­бовь и страх Божий (а это есть первая и великая заповедь), и непрестан­но да просит их у Бога и частым, лучше же сказать, непрестанным на­поминанием о (Господе) небесной любви – и да приобретает их. Воз­растая с преспеянием, при попечительности, труде и борении ума можем мы приобрести любовь к Богу, образующуюся в нас по благодати и дару Христову, как сказано в книге Премудрости: аще взыщеши ея яко среб­ра, и якоже сокровища испытавши ю: тогда уразумееши страх Госпо­день, и познание (Притч.2:4,5).

В любви же к ближнему легко и чисто можем преуспеть. Если пер­вое (заповедь) поставишь на первом месте, то второе, следуя за первым, совершится по порядку. Если кто вознерадит о первой и великой запо­веди – о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, но вознамерится же иметь попечение о втором, внешнем только служе­нии, то невозможно, чтобы он был в состоянии исполнить сие служение чисто и здраво. Ведь козни злобы, находя ум далеким от памятования о Боге, от любви и от стремления к Богу, или представляя трудными и тяжкими Божии заповеди, производят в душе роптания и жалобы на служение, совершаемое для братии, или, обольщая мыслью о своей праведности, надмевают человека и делают, что почитает он себя досточе­стным и великим и в совершенстве исполнившим заповеди. А когда че­ловек возомнит о себе, что делает он доброе и соблюдает заповеди, то­гда погрешает, произнося сам о себе суд и не принимая суда от Судящего праведно. Ибо тогда бываем истинно достойными Христа и чадами Божиими, когда, по изречению Павлову, Дух Божий спослушествует духу нашему (Рим.9:1), а не когда в собственном своем мнении припи­сываем себе праведность. Не хваляй бо себе, сказано, сей искусен, но его­же Бог восхваляет (2Кор.10:18).

Когда человек далек от памятования о Боге и от страха Божия, тогда необходимо ищет он славы и домогается похвалы от тех, кому служит. Такого же человека Господь обличает, говоря, что он невер­ный: Како вы мажете веровати, славу друг от друга приемлюще, и сла­вы, яже от Единаго Бога, не ищете (Ин.5:44)? Такой человек, по слову Евангельскому, омывает внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же он полни хищения и неправды (Мф.23:25). А когда самый ум и душевное расположение всегда заняты помышлением о Боге и стремлением к Нему, представляя в памяти все прекрасное, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, ...елика доброхвална (Флп.4:8), тогда в сообраз­ность (соответствие) любви Божией человек всегда получает совершен­нейший успех.

Достигается же это борьбой и трудами ума, потому что противник всегда препятствует прекрасному, обольщает или увлекает ум, чтобы при памятовании о прекрасном не возлюбил он горняго, но обольстил волю свою какими-нибудь земными мыслями и пожеланиями. Ибо ко­гда ум занят любовью к Богу и памятованием о Нем, это – смерть и поражение лукавому, какие только можем нанести своей тщательно­стью. Отсюда может произойти и чистая любовь к брату, а равно истин­ная простота, и кротость, и смирение, и искренность, и доброта, и мо­литва, и совершенное последование святым заповедям. Через одну един­ственную и первую заповедь о любви к Богу, поистине, получают точную (совершенную) полноту.

Итак, много потребно борьбы и тайного, невидимого труда. Долж­но всегда производить испытание помыслов, а изнемогшие чувства души нашей непрестанно упражнять в различении доброго и худого, осла­бевшие душевные члены возгревать стремлением ума к Богу и тщани­ем, к Нему всегда прилепляясь умом своим, чтобы при помощи Божией благодати, по апостольскому изречению, быть в единый дух с Господом. Такую тайную борьбу, размышление о Господе и труде надобно иметь всем нам, и днем, и ночью, и при всяком исполнении заповеди, – мо­лимся ли, или служим, или едим, или пьем, или другое что делаем.

И всякое предприемлемое нами благое упражнение в добродетели да совершается во славу Божию, а не окажется совершаемым к собствен­ной славе нашей. Ибо всякое последование заповедям (только тогда) освящается и совершается нами чисто, (когда оно существует) при не­престанном памятовании о Господе, при страхе и любви к Богу. В таком случае поставим мы себя вдали от противника, который оскверня­ет совершение заповеди, сквернит труд наш и хочет привлечь (присво­ить) его к себе, и тогда все, повелеваемое в заповедях, покажется нам удобным и легким, потому что любовь Божия в нас делает удобными заповеди и разрушает затруднительное в их соблюдении. Именно лю­бовью к Богу произведены будут и удобство, и легкость (исполнения) заповедей. Ибо все усилие и тщание противника, как сказано, состоит в том, чтобы найти возможность отвлечь ум от памятования о Боге, от страха и любви ко Господу, употребив для сего земные приманки, или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к благам мни­мым от блага истинного, то есть от любви к Богу. Ибо все, что ни делает человек хорошего, лукавый хочет очернить и осквернить, и уси­ливается примешать к заповеди собственные свои семена тщеславия, или самомнения, или ропота, или чего-либо подобного, чтобы не име­ло себе места доброе и хорошее, совершаемое смиренномудренно и усердно только для Бога. Итак, каждому потребно много ведения и рассуждения, чтобы ум смог распознавать козни и ухищрения лукаво­го и совершенно сделаться чуждым греха.

А чтобы не показалось иным, будто бы говорим что-либо от себя, докажем сие Святыми Писаниями. Написано, что Авель принес жертву от первородных овец... и от туков, и Каин, подобно ему, принес дары от плодов земли, – но не от первородных; и презре Бог, сказано, на жерт­вы Авелевы, а на дары Каиновы не внят (Быт.4:4,5). Итак, отсюда уже познаем, что можно и хорошее какое-нибудь дело сделать нерадиво, или небрежно, или так, что оно почему-либо не благоугодно Богу, а можно сделать его по воле Божией, тщательно, трезвенно, – для Бога; тогда, верно, окажется оно благоугодным пред Богом. И патриарх Авраам священнику Божию, Мелхиседеку, принес в дар лучшее из добычи, и за это получил от него благословения.

Что же этим гадательно дает уразуметь Дух, возводя нас к высше­му созерцанию? Не то ли, что всегда должны мы приносить Богу выс­шее и первое, тук всего состава нашего, то есть самый ум, самое распо­ложение, самый правый помысел наш, самую силу любви в душе на­шей, начаток целого нашего человека, священную жертву сердца, лучшие и первые из правых помыслов, непрестанно упражняясь в памя­товании о Боге, в размышлении и любви? Ибо таким образом можем ежедневно иметь приращение в любви Божественной силой Самого Бога. И тогда бремя праведности заповедей покажется для нас легким, и ис­полним их чисто и неукоризненно при содействии нам Самого Госпо­да, своим к Нему стремлением, распаляемые верой, и любовью, и взы­сканием всех заповедей Его.

В рассуждении же видимых подвигов, касательно того, какое доброе дело есть первое и высшее, известно, возлюбленные, что все добродетели связаны между собой, и одна на другой держатся. Подобно некоей ду­ховной цепи, все они одна от другой зависят: любовь – от радости, ра­дость – от кротости, кротость – от смирения, смирение – от услужливости, услужливость – от упования, упование – от веры, вера – от послушания, послушание – от простоты. Как и с противной стороны худые дела связаны одно с другим: ненависть – с раздражительностью, раздражительность – с гордынею, гордыня – с тщеславием, тщесла­вие – с неверием, неверие – с нерадением, нерадение – с расслаблением, расслабление – с леностью, леность – с унынием, уныние – с нетерпеливостью, нетерпеливость – с сластолюбием, да и про­чие члены порока находятся во взаимной между собой зависимо­сти. Точно так и на доброй стороне добродетели взаимно одна от дру­гой зависят.

Главное же во всяком добром рвении и верх добрых дел – это по­стоянное пребывание в молитве, которой можем ежедневно приобре­тать и прочие добродетели, испрашивая у Бога, потому что у Единого Бога благость. В молитве у удостоившихся Божественным посещением производится некое таинственное общение духовной деятельности и единение расположения самого ума в неизреченной любви к Господу. Небесные восторги любви, пламенная приверженность ежедневно во­влекают духовное в любовь к Богу у того, кто принуждает себя посто­янно пребывать в молитвах, как сказано: Дал еси веселие в сердце моем (Пс.4:8). И Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). А сие пребывание Царствия внутри нас что иное означает, как не небесное веселие духа, действенно производимое в душе достойной? Ибо если в Царстве Небесном наслаждение и радость, и духовное веселие в вечном свете будут иметь святые, то еще здесь святые и верные души удостоиваются получить залог и начаток этого через действенное об­щение Духа. Сказано: Утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущыя во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога (2Кор.1:4), Но и сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс.83:3). Яко от тука и масти да исполнится душа моя (Пс.62:6). Разумеется же здесь действенное веселие духа и утешение святыни. Про­чие же предписания всех заповедей – то же, что члены при главе. Все­цело предавшие себя Богу должны по мере сил исполнять их (заповеди), так как всем, очевидно, предлежит (предстоит) одна цель благочестия, о которой пространно уже говорили мы, приводя в подтверждение сви­детельства Писания, а именно, чтобы по вере и великой ревности о всех добродетелях сподобиться нам исполнения Духом Святым, и приобре­сти совершенное освобождение от страстей, то есть очищение сердца, производимое в душах верных и благочестивых освящающим Духом. Потому каждый да посвящает себя добру в той мере, до какой прости­рается душевная любовь к Богу. И, наконец, если кто желает непре­станно молиться, то да пребывает он постоянно в молитве.

Каким же образом, – по замеченному выше и сказанному Госпо­дом: не тем ли паче Бог имать сотворити отмщение вопиющих к Нему день и нощь, (ибо говорится: глаголаше же и притчу, как подобает все­гда молитися и ... стужати), а равно и облечения в небесное оружие Духа, – сподобятся желающие и уверенные, что достигнут этого? Апо­стол сказал: Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время ду­хом, и в сие истое бдяще во всяком терпении, и молитве (Еф.6:18). Итак, если кто из братии желает вступить в подвиг молитвенный из любви к небесным благам, то надлежит его допустить (разрешить ему), ибо он весьма достоин похвалы пред людьми и пред Богом. Таковому да будет с радостью дозволено единодушными братьями пребывать в молитве, чтобы и сами они могли получить награду от Бога за данное брату со­изволение и доброе ему содействие. Только бы молящийся со всей трез­венностью, по совести испытывал сам себя, точно ли имеет непрестан­ное памятование, непрерывно ли бывает в подвиге, противясь всему, что питает злобу людей и излишние помыслы, принуждая ум стремить­ся ко Господу, и от Него ожидая благодатной зашиты, чтобы таким образом плоды его (келейной молитвы) делались к общему назиданию для всех явными ежедневно.

Кто имеет любовь ко Господу, хотя бы не было еще в нем уязвле­ния и горения любовью Божественной во время молитвы, но если дела­ет он над собой усилия, подвизается и принуждает волю к этому труду, безусловно предавая себя небесной любви, стараясь приобрести истин­ную духовную молитву, по сказанному: дающий молитву молящемуся, – то тому с радостью да позволят пребывать в молитве прочие братия, а лучше сказать, да содействуют ему как помощники, признавая собствен­ным своим приобретением преспеяние брата в совершеннейшем. И да не отвлекают его от молитвы, действуя по соперничеству и ревности, да не препятствуют началу прекрасного ревностного подвига, и да не пре­рывают доброго стремления к Богу. Бог, видя горячность взаимной любви, исполнит прошения всех, удовлетворяя каждого за правое и доб­рое изволение касательно друг друга. И сие особенно тщательно долж­но выполнять с великой рассудительностью вы, настоятели братии. Таким образом мыслей старайтесь вы приводить в порядок себя и жи­вущих с вами братии, чтобы не встречал себе препятствия никто из тех, о ком выше сказано: подвигом подвизайтеся.

Потому пребывающий постоянно в молитве, как принял на себя самое главное дело, так должен принять обширнейший подвиг, вели­кий труд и непрестанное старание. Постоянному пребыванию в молитве есть много греховных препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кру­жение помыслов, беспорядочность ума, нерадивость, нетерпение, рас­слабление и другие тонкие внушения злобы. За ними следуют скорби, восстания самых лукавых духов, которые ведут брань с душой, в дей­ствительности непрестанно взыскующей Бога, противоборствуют ей до крови и возбраняют приблизиться к Богу. Постоянно пребывающий в молитве должен мужаться со всей трезвенностью и тщательностью, и со всяким усилием души и тела, в терпении всякого рода. Как дей­ствительно несущий на себе крест да пребывает он непрестанно в бо­рении, и в великом труде, и в плаче, и в скорби ради Царствия, не рас­слабевая, не предаваясь кружениям греховных помыслов, или сну, или унынию, или расслаблению, или смущению ума, не употребляя возму­тительных и непристойных слов, по нерассудительности не предаваясь мыслью чему-нибудь подобному и не удовлетворяясь телесным толь­ко коленопреклонением, между тем как ум находится в смущении или кружении. Ибо если кто не приготовит себя к строгому трезвению и не будет производить всегдашних испытаний и наблюдений над умом, вожделевая всегда Господа, то обольщаемый злобой втайне, различ­ными способами, может он превозноситься и надмеваться над прочи­ми, неспособными еще, как он, постоянно пребывать в молитве. Та­ким образом, при подобных ухищрениях злобы прекрасное это дела­ние предаст он сопротивнику.

Напротив, как принял таковой брат на себя важнейшее дело – мо­литву, так обязан он в большей пред другими мере принять на себя и труд, и попечение, и подвиг, чтобы не потерпеть какого хищения от зло­бы. Кто взялся за важнейшее доброе дело, с тем и противник борется сильнее, в намерении запнуть его. Итак, должно нам произрастить в душе своей плоды любви, смирения, простоты и рассудительности, что­бы видно было, как преспеваем и восходим к совершенству, чтобы и тех, которые по младенчеству неспособны еще, подобно нам, пребы­вать постоянно в молитве, когда добрые плоды наши будут для них явны, возбудить и довести до желания охотно и ревностно посвятить себя на такой подвиг. Если молитву нашу не будут украшать смиренномудрие, любовь, это – личина молитвы.

Говорим же сие не об одной только молитве, но о всяком труде и подвиге: девства ли, молитвы, или чтения, или поста, или бдения, или псалмопения, или служения, а также, если другой подвиг и другое какое делание совершаются нами ради добродетели. Если не находим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искрен­ности, веры, долготерпения, независтливости и для всех (братии) не приносим таковых плодов мира, – то напрасны и суетны наши труды и подвиги, потому что всякое делание и все подвиги должны быть пред­принимаемы для этих только плодов. Когда же не находится в нас пло­дов мира и любви, напрасно и суетно все наше делание. Не имеющие таких плодов в день Суда окажутся подобными пяти юродивым девам, которые не запасли здесь в сосуды сердца духовного елея, то есть ду­ховной действенности представляемых (воображаемых) ими доброде­телей, за то и названы юродивыми, и не допущены в духовный брачный чертог Царствия. И подвиг девства за недостатком добродетелей, за то, что не было действенного вселения в них Духа Святаго, вменен им ни во что. Как при возделывании, например, винограда все попечение и весь труд предприемлются для будущего наслаждения плодами, а если в винограднике не найдено плодов, все труды возделывания стали на­прасны и суетны, так, если с совершенной несомненностью и духовным ощущением не познаем в себе произведенных действенностью Духа пло­дов любви, мира, радости и смирения, долготерпения, веры и других, какие исчислил апостол, то напрасным оказывается и подвиг девства, и суетным труд молитвы, и поста, и бдения. Ибо это такие душевные и телесные труды, которые должны быть совершаемы в надежде духов­ных плодов. Плодоносие же Духа в добродетелях есть духовное насла­ждение нетленным удовольствием, производимое Духом в сердцах вер­ных и смиренных.

С великой разборчивостью разумения да оцениваются всякое дела­ние, труд и подвиг человеческой природы, а в число плодов вменяются только те, которые по вере и надежде производятся в достойных Духом Святым. А если кто, недостаточно различая собственное свое делание и свой подвиг, почтет их плодами Духа, то приобретет о себе весьма сует­ную мысль и лишится великих духовных благ, понадеявшись, что не от духовной действенности бывает успех во всех исчисленных выше до­бродетелях. Кто всецело посвящает себя всегда Богу и без всякого нера­дения употребляет возможные по его силам тщательность и труд, а рав­но не оставляет в бездействии и прочих человеческих изменяемых доб­лестей, с несомненностью веры на Бога надеясь на избавление с помощью благодати Христовой, тот удостаивается по благодати Бо­жией взойти на самый верх непоколебимой добродетели и любви.

Как живущий в мире сладострастно и всецело предается греху с великим удовольствием и удовлетворяет неестественным страстям бес­честия: распутству, блуду, пьянству, любостяжательности и прочим порокам, по долговременному навыку наслаждаясь ими с великим удо­вольствием как естественным, – так совершенный христианин всякую добродетель и все, превосходящие природу нашу, совершенные пло­ды духа, как то: истинную и неизменную любовь и мир, долготер­пение и благость, кротость и терпение, веру и смиренномудрие, и прочие дела истинной добродетели, производит с услаждением и духовным удовольствием. Они для него стали как естественные и обыкновенные, он совершает их уже без утомления и легко, не борясь более с греховными страстями, как совершенно искупленный Госпо­дом и сподобившийся соделаться чистым жилищем Его, возбуждае­мый к добродетелям Божественной силой, в радовании и веселии от Святаго и достопоклоняемого Духа, приобретя в сердце совершенный преобладающий мир Христов. Такой человек по причине действенного вселения в него Святаго Духа не только подобное делание добродетелей совершает уже с вели­ким наслаждением, без утомления, но легко и удобно восприемлет на себя труднейшее – страдания Христовы; ибо таковой укрепляем Ду­хом с великим вожделением и дает обет пострадать со Христом. И как другие, живущие в мире по плоти, великим удовольствием, веселием и вожделенным для себя почитают быть в почестях, в славе, принимать поклонение, обогащаться, роскошествовать, начальствовать и иметь другие наслаждения жизни сей, – так сподобившиеся достигнуть ис­численных выше добродетелей христианских, в удовольствии и духов­ном услаждении, с радостью и веселием, по блаженной надежде воскре­сения, без утомления головы, а лучше сказать, – признают для себя вожделенным быть в наготе, в голоде, терпеть всякое злострадание ради Господа, подвергаться ненависти, бесчестию, стать как бы отребием мира сего и, наконец, быть распинаемыми и принимать на себя всякое юродство. Ибо слава христиан, их богатство и забавы, и сокровища, и похвала Христова страдания, по апостольскому изречению: Не точию же, но и хвалимся в скорбех (Рим.5:3). И по сказанному Самим Госпо­дом: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол гла­гол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша мно­га на небесех (Мф.5:11-12). И блаженный Павел взывает об удоволь­ствии, какое находил он в страданиях за Христа, говоря: Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова. Тем же благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах... в теснотах по Христе: егда бо немощствую, тогда силен есмь (2Кор.12:9-10), якоже Божии слуги в терпении мнозе (2Кор.6:4). Полное вселение в них Духа Свята­го и нетленное, действенное утешение будущей бессмертной надеждой воскресения приуготовляет их к тому, что страдания Христовы прием­лют они с самой сладостной уверенностью и с великим услаждением. Таков истинно прилепившийся к Господу и соделавшийся един дух с Господем (1Кор.6:17). Ибо только действенностью Духа и святостью добродетелей могут быть рассеяны нечистые страсти и внушения злобы, – и тогда легко и удобно принять на себя страдания Христовы.

А не сподобившиеся еще воспринять их на себя по действию Духа, вожделея их при собственном старании, с упованием и верой, да раз­мышляют непрестанно о заповедях и страданиях Господних; сколь воз­можно употребляя над собой усилие, да упражняются в делании, наде­ясь, что совершенно преуспеют в нем с помощью Духа. Так соразмерно с возрастающим упованием, вожделением и размышлением ума воспри­емлем с удовольствием Дух, воздействующий в силе, и делание Еван­гельских заповедей, а также с радостью приемлем и терпение страда­ний Христовых. Сподобившись, таким образом, по причине действен- ного вселения и общения с нами Духа соделаться совершенными хри­стианами, будем наследниками вечной жизни.

Потому так подвизайтесь, так уготовляйте себя на всякое дело бла­гое все, вкупе стремящиеся к цели благочестия, особенно же вы, пону­ждающие себя постоянно пребывать в молитвах, потому что имеете на­дежду получить толикие блага, – так подвизайтесь, чтобы послужить вам к назиданию и пользе для себя самих, и для ближних, и не причи­нить вреда себе и другим по нерадению и невнимательности. А неспо­собные еще в совершенстве посвятить себя делу молитвы, с верой, бла­гоговением и страхом Божиим уготовляйте себя на служение, на про­хождение послушаний или на какое-либо дело, или на что-либо, служащее к упокоению братии, как исполняющие Господню заповедь и делающие духовное дело. Не ждите себе чести или благодарности от людей – как приемлющие (ожидая) от них награду, но верно и трезвен­но будьте внимательны к этому, как к делу Божию, и служите с радо­стью как рабы Господни, не давая вовсе места злобе врага на оскверне­ние вашего доброго дела человекоугодием, или ропотом, или высоко­мерием, или расслаблением, или нерадением и небрежением, (не позволяя ему) отравлять и очернять ваше делание ядом своего коварства. Но пре­красное упражнение свое освящайте благоговением и любовью к Богу, и да будет оно благоприятно пред Богом. Господь с таким человеколю­бием и с такой беспредельной благостью снизошел к роду человеческо­му, что никому не попустил оставаться неспособным к добродетели или добрым делам, но каждому дал делание по силе его произволения, еже­дневно привлекая всех к высшим добродетелям, предписанным запове­дями. Сказано: иже аще напоит... чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Мф.10:42).

Видишь, до чего простер Господь удобство в исполнении (облег­чил делание) заповедей, чтобы никто не лишен был участия в добре, будучи даже немощным и слабым по произволению? И еще говорит: сотвористе единому сих... Мне сотвористе (Мф.25:40), – как скоро делаемое вами делается по Богу, а не для славы человеческой. И присо­вокупил: токмо во имя ученика, – то есть доброе дело да совершается по страху и из любви ко Христу. Делающих же что-либо доброе напо­каз, для славы и похвалы человеческой, Господь порицает, давая о них Свой приговор, сказав: все делают, да видимы будут человеку, – а впо­следствии с клятвой присовокупляет так: аминь глаголю вам: восприем­лют мзду свою. Потому и заповедует ученикам Своим: Внемлите мило­стыни вашея не творити пред человеки, да видими будете ими: аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф.6:2-3,1). Человеческую славу и почести, и слышимые о себе похвалы советует Он отвергать и вовсе не касаться их мыслью; ожидать же себе, как выше сказано, истинной славы и похвалы от Единого Бога. Господь учил не тому, чтобы сделанное нами какое-либо добро не было знаемо людь­ми. – Ибо возможно ли это, когда в другом месте советовал стараться, чтобы подобно свету сияли пред людьми наши добрые дела, совершае­мые во славу Божию? Да видят, говорит Он, ваша добрая дела, и просла­вят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16).

Апостолы, законоположив Духом ничем не обременяться уверовав­шим из учеников, разве нуждных, то есть не касаться им блуда, идоло­жертвенного, удавленины и крови (Деян.15:28-29), умолчали о вели­ком числе заповедей – по многой и безмерной своей доброте и состра­дательности, чтобы, облегчив иго духовномладенческого возраста учеников, убедить сперва от идолопоклонства приступить к вере, а ко­гда верующие будут отчасти послушными слову истины, тогда сподо­бятся услышать важнейшие предписания заповедей и достигнуть духов­ного возрастания. Если же кто и к молитве ленив, и в служении, и в исполнении какого бы то ни было дела, служащего к упокоению бра­тии, выказывает неспособность, нерадение и небрежность и не усилива­ется тщательно и верно выполнять все, что велено, то апостол, именуя такого человека праздным, не признает его достойным и хлеба, сказав: аще кто не хощет делати, ниже да ясть (2Фес.3:10). И в другом месте сказано, что праздных и Господь ненавидит, что праздный не может быть верным. Премудрость говорит: мнозей бо злобе научила праздность (Сир.33:28). Человек обязан приносить плод в каком бы то ни было деле, совершаемом ради Бога, и быть тщательным хотя бы в одном хо­рошем деле, чтобы, (не) оказавшись совершенно бесплодным, не лишить­ся вечной жизни.

Итак, поскольку всем братьям, ведущим один образ жизни, предле­жит одна сказанная выше цель, то каждый да подвизается по мере сил и да верует Богу, как нелживому, (надеясь), что при всей доброй тщатель­ности и при упражнении в добродетели достигнет он совершенной меры христианского сыноположения. Простота же, искренность, взаимная любовь, радость и во всем смиренномудрие да будут всегда непоколе­бимыми в братстве – как основание, чтобы иначе, превозносясь или надмеваясь друг пред другом, или предаваясь ропоту, не соделать вам труда своего напрасным.

Напротив, по смиренномудрию своему почитая ближних лучшими себя и своими господами, соделаемся подражателями ради нас Обни­щавшего. И тот, кто непрестанно пребывает в молитвах, да не превоз­носится над неспособным еще к такой постоянной молитве, чтобы дело его смогло преспевать пред Богом и людьми. И тот, кто посвятил себя служению или прохождению другого какого послушания, да не ропщет по внушению злобы, да не клевещет на пребывающего в молитвах и постах, чтобы и ему приобрести благодать у Бога, чтобы и его дело стало приятным Богу,

Напротив того, будучи сочленами друг для друга, обязаны мы один другого покоить, по апостольской заповеди, ничтоже делая по рвению или тщеславию (Флп.2:3). Как телесные члены, управляемые одной ду­шой, без зависти услуживают друг другу, как и сказано: Не может же око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногама: не требе ми есте. Но много паче, мнящийся уди тела немощнейши быти, нужнейши суть... сим честь множайшую прилагаем (1Кор.12:21-23), – так и мы, будучи сочленами друг для друга, как сказал апостол: единому друг другу уди (Рим.12:5), как управляемые Единым Духом, питаемые Единым жи­вым Словом истины, должны к взаимному друг друга упокоению приводить себя в общее согласие любовью и простотой, добротой и ра­достью. Ибо для того мы и созданы, как сказано: Того бо есмы творе­ние, созданы во Христе Иисусе на дела благая... да в них ходим (Еф.2:10). В таком только случае Богу приятны поступки каждого, и Он приемлет совершаемое единственно ради Его, когда сохраняете такое располо­жение взаимной друг с другом простоты. Тогда избыток упражняющих­ся в молитвах заменяет собой недостатки служащих и покоящихся, и обратно – избыток служащих заменяет собой недостатки пребывающих в молитвах, яко да будет равенство, якоже есть писано: иже многое, не преумножил есть: и иже малое, не умалил (2Кор.8:14-15).

Только бы, как сказали мы выше, утверждены были между братья­ми простота, любовь, смиренномудрие и независтливость. Тогда уже каждый с радостью да течет по прежнему поприщу и да подвизается подвигом добрым на неблазненном (незазорном) пути благочестия. В какой мере кто верует, любит и трудится, в такой же мере, ежедневно преспевая, сподобится Царствия. Вот подлинно Ангельская жизнь! Сие-то и значит: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, – когда не превозносимся друг перед другом, когда соединяемся друг с другом не­завистливостью, простотой, любовью, миром и радостью, преспеяние ближнего не почитая собственным своим ущербом, как сказано: Не сво­их си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте (Флп.2:4). Таким обра­зом сострадая друг о друге, и особенно сильные о слабых и крепкие о немощных, в состоянии будем, по совету Павлову, исполнить закон Хри­стов (Гал.6:2). А в таком случае, живя вкупе, действительно возможем наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк.10:19), единомыслием и Христовой благодатью стирать главы духовным зми­ям злобы, наступая на аспида и василиска, и попирая льва и змия (Пс.90: 13). Ибо когда братья, по сказанному выше, живут между собой в люб­ви и простоте, тогда и посредственный, не будучи чуждым высокого духовного преспеяния и пребывая постоянно в молитве, при содействии и согласии братии более и более возрастает и преспевает, а подобно и низший, с любовью поощряемый высшими, ежедневно исправляется, с усердием простираясь в предняя.

Если же не так расположены вы друг к другу, но восстают у вас друг на друга ропот, жалобы, наговоры, и надмеваетесь один пред дру­гим, то и пребывающие по видимому в молитвах и постах по несогла­сию с другими и по превратности товарищей, а также по собственному своему превозношению, не могут сделаться лучшими; служащие по при­чине ропота на подвизающихся не найдут себе в служении своем ни те­лесного покоя, ни благодати. А когда в теле таким образом происходит разделение, невозможно получить нам духовного назидания, и не со­вершится в нас воля Божия.

Но лучше, как блаженный Павел, разделение многих духовных да­рований сводить в одно единство и согласие, подобно сочленам одного тела, о чем он и говорит: Имуще же дарования по благодати Божией данней нам различна: аще пророчество, по мере веры: аще ли служение, в служении... аще утешаяй, во утешении: подаваяй, в простоте: предсто­яй, со тщанием: милуяй, с добрым изволением. Любы нелицемерна и т.д. (Рим.12:6-9). И еще: Что убо есть братие. Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать... откровение имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают (1Кор.14:26), – то есть пользуйтесь каждый дарованиями друг друга в единомыслии и согласии взаимной любви. Так и вы, бра­тия, в монастырях предавшие себя друг другу о Господе. Если вы крепче прочих, или телом, или разумом, – несите тяготы слабейших в блажен­ном уповании на Христа; а чего не имеет каждый: естественное ли бла­го, или силу, или разумение, или тщательность, или какое изобретение, – всецело да предаст себя братии и, если сподобился духовных дарований по благодати Христовой, будет с другими иметь общение всех благ для назидания и пользы самих себя, и ближних, и всех человеков. Ибо так исполняя закон Христов, соделаемся достойными вечной жизни!

А что делаем надлежащим образом касательно молитвы и Слова Божия, то ставится выше совершения всякой заповеди и добродетели, о чем свидетельствует и Сам Господь. Когда пришел Он в дом Марфы и Марии, и Марфа занималась служением, а Мария сидела у ног Господ­них и питала душу спасительным учением, то Марфа, жалуясь на сест­ру свою, что не помогает ей, сказала Господу: Господи... рцы да сестра моя придет и ми поможет... яко сестра моя едину мя остави служити; тогда Господь первое и главнейшее предпочел второму, сказав: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра (Лк.10:40-42). Сказав так, Господь показал, что занятие Словом Божиим и молитвой есть важнейшее и первое дело, потому и дело служения Марфы принял Он ни за что. И Сам Он совер- шил дело служения, умыв ноги ученикам. Их Он также увещевал делать это, сказав: Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин.13:14-15). И еще: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга ...Якоже и Сын Человеческий не прииде, да по­служат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих (Мф.20:26-28). Иже аще сотворит единому сих, Мне сотворит. Прием­ляй праведника во имя праведниче, мзду праведницу приимет (Мф.10:41). Да и апостолы, как видим в Деяниях, занятые телесным служением о трапезах, признали важнейшим для себя дело молитвы и служение Сло­ву, ибо говорят: не угодно есть нам, оставльшым Слово Божие, служи­ти трапезам, ...и избрав мужы... исполнены Духа Свята... поставим над службою сею. Мы же в молитве и служении Слова пребудем (Деян.6:2-4). Видишь ли, как первое отличено от второго, хотя то и другое произра­стает от одного доброго корня?

Потому молитва да предпочитается и предпоставляется у вас про­чим заповедям, и да обращает на себя вашу тщательность. Только да де­лается все у вас из любви к Богу, с целью при помощи благодати достиг­нуть бесстрастной чистоты, – не телесной только, а как ни есть (всеце­лой), без рассуждения. Довольствуясь внешними действиями, или одними коленопреклонениями в молитве, или устным только псалмопением, по­стом или служением, совершаемыми не ради Единого Бога, по неведе­нию возлагая упование на телесные только дела праведности, да не бу­дем мы скрывать от себя самую действительность. А это – любовь к Богу, взыскуемая Богом во внутреннем человеке и возбуждаемая Духом.

Напротив, цель, то есть любовь к Богу от чистой совести и искрен­него расположения, да направляет нас во всех заповедях. Ибо когда по­стоянно и во всем имеется в виду эта цель, тогда прилагается старание, чтобы действовал в нас Дух. Вследствие же этого молитва наша соеди­няется с коленопреклонением, и служение исполняется богоугодно, и исполнение всех заповедей по действию Духа может быть нами совер­шаемо с чистотой и искренностью. Вот тогда вы и сподобитесь стать чадами Божиими и оказаться наследниками Богу, сонаследниками же Хри­сту, быть сынами Небесного брачного чертога и именоваться братья­ми Христовыми по благодати Божией, согласно с неизреченными обе­тованиями всех Богодухновенных и Святых Писаний, – а это и есть цель и упование христиан. Ибо какими добрыми делами можно достиг­нуть этого, кроме тех, о которых говорили мы выше, предложив вместе многие свидетельства из Писаний, когда указывали высшую и совер­шенную цель благочестия? С любовью и упованием будем подвизаться во всякой добродетели, веруя, что сподобимся всего превышающего нашу природу и наши силы, обетованного по благоволению и благости Божией нелживым и истинным Богом, если только с каждым днем воз­растаем о Господе, и преспеяние наше в добродетелях явно во всех нас. Если вполне и совершенно, с несомненной и всецелой верой наде­емся, то возможно получить нам сыноположение Духа, через Которого в состоянии будем освободиться от страстей безчестия, и явных, и тай­ных, от грехов, совершаемых и деятельно, и в помысле. И таким обра­зом, совершенно окончив подвиг, какой предположили себе по собствен­ному своему произволению, сподобимся приобрести чистое сердце, ко­торое ублажает Господь. В таком случае, сопребывая и общаясь с Духом, сподобимся стать чадами Божиими, сынами Царствия и братьями Са­мого Христа. С Ним будем царствовать, покоясь в бесконечные веки. Ему слава во веки веков! Аминь.