Адам и ветхозаветные праведники—(1—23), о праведности—(24—26), пророчества о пришествии Христовом— (27—28), искушение в пустыне, искушения— (19—20), о страхе Божием— (31—33), о терпении— (34—37), плач— (38— 39), о покаянии—(44—46), о трапезе земной и небесной— (47—49), о любомудрии—(50—56), о целомудрии—(57— 61), о Крестной Жертве—(63—75), о Воскресении—(76— "92), о сошествии Духа—(93—94), о совершении Пасхи— (95—100).
1. Спрашивают, почему Бог терпел грехи Адама и многих трешников? Предвидел Бог, что кроме грешников будет большой сонм праведников—Авель, Енох, Ной, Авраам, пророки, апостолы, мученики, исповедники, соборы монахов, процветание Церквей.
2. Для испытания послушания Адама другого запрета нельзя было дать. Не воруй? Не убивай? Не прелюбодействуй? — Одно — не вкушай. Не было того склада жизни, какой в настоящее время существует.
3. Древом познания добра и зла названо не потому оно, что Адам до этого не знал добро и зло, ибо он получил от Бога мудрость (дал имена животным) и пророческий дар, но потому, что явилось познание греха и стыд.
4. До греха Адамова страха не было—не боялись и змия, а после греха отъяты и честь и власть, причем некоторые животные наводят страх и ужас, а некоторые (лошади, волы, овцы) оставлены в подчинении человеку. Адам и Ева или подобно Ангелам. Звери чувствовали господство Адама. Имена им нарек.
5. Пока Адам и Ева почитали Бога, до тех пор девство, как царское одеяние, украшало их, а когда они стали пленниками диавола, то приняли смертное тление, проклятие, скорбь и многотрудную жизнь, тогда произошел брак—эта смертная и рабская одежда.
6. Жена была равночестна, стала иметь обращение к мужу, искать в нем защиту, убежище и не учить, ибо плохо научила Адама.
7. Бог наказал Каина не столько за убийство, сколько за непокаяние и за бесстыдство.
8. Римские законы щадили беременную женщину-преступницу ради неповинного младенца — Бог щадит грешников, зная, что в их потомстве будут праведники.
9. Праведники терпят здесь скорби для испытания, потому что они странники и пришельцы и находятся в стране чуждой.
10. Праведники являются как бы звездами среди глубокой ночи, розами среди терней, овцами среди множества волков, идут по пути, противоположному всем.
11. Праведники являются царями земли.
12. У Ноя по чувству благоговения было жертвоприношение, и дым, и смрад от него было вонею благоухания, то как может 'быть приятна Богу жертва духа и херувимское славословие.
13. Ной в течение 500 лет обуздывал порывы плоти и жил в целомудрии, но разврат и крайнее нечестие людей угрожало вселенной гибелью, и Бог благоволил праведника Ноя оставить как корень и закваску, и начаток будущих поколений. И в 500 лет, взяв жену, родил Сима, Хама, Иафета.
14. Бог попускает душам людей искушаться бедствиями дотоле, пока не сделаются они чистыми и светлыми.
15. 25 лет испытывал Бог Авраама, когда ему было 100 лет, а Сарре 90, как от камней воздвигнулись люди—родился Исаак, от которого избранный народ.
16. Иов был и богачем и бедняком и был праведником.
17. Иов после болезней и скорбей восстал и получил овец, быков, верблюдов, ослов вдвойне, а детей, потеряв десять, не получил двадцати. Так как скот и имущество погибли для него окончательно, а дети, похищенные смертью, для Бога живы и восстают в Воскресение, то Бог и не дает Иову детей олее десяти, ибо он найдет и других десять, сам перейдя в жизнь вечную.
18. Не так славен царь, сидящий на троне, как Иов,. столп терпения, сидящий на гноище и благословляющий Бога.
19. Он же (Иов) в червях и гное сидел на навозной куче, закапывая черви и отпадающие куски своего тела, и сидел на открытом воздухе, чтобы не задохнуться от зловония и благословлял Бога. Его навозная куча была драгоценнее царского престола, ибо здесь — Царствие Небесное, а там — грех и смерть.
20. Для человека вредно то, что вредит его совершенству и спасению — соблюдению истинного учения и добродетельной жизни. Знает об этом и бес лукавый, поэтому он и Иова лишил имущества не для того, чтобы сделать его бедным, но чтобы заставить его произнести хулу и тело его пронзил не для того, чтобы сделать его больным, но чтобы поколебать добродетель души. Из богатого сделал его бедным, из многочадного—бездетным, из здорового—растерзанным и пожираемым червями. Иов от всего этого не потерпел вреда.
21. Человек тот, кто подобно Иову непорочен, праведен, истинен, «удаляяйся от всякия лукавыя вещи» (Иов. 1, 1), а если сый «не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48, 13).
22. Глаза, нос, руки, ноги—показывают вид человеческий, но это лишь телесные члены, а Ной назван человеком за его праведность и разумность. Беззаконники называются землей, плотню, скотами.
23. Хощеши не боятися власти—благое твори. Законы выше начальников, а праведнику и закон не лежит.
24. Святые получают награду и за добро, которое делали, и за зло, которое терпели в жизни.
25. Не смущайся, видя, что добрые люди терпят несчастья, злые же имеют все в изобилии, ибо живущий в грехах ничем не отличается от смердящего мертвеца.
26. Сам Господь наш родился в яслях, воспитывался в. бедности, научая нас любить простоту, искать бедности, избегать богатства. Бога оскорбляют, а Он не останавливает солнце и луну, не разрушает небо, а посылает дождь, дарует плоды и пищу, даже богохульникам — подражай, человек, и ты Богу.
27. «Реки восплещут рукою» (Пс. 97, 8),—изображает здесь действие благодати Святаго Духа, горы возрадуются, т. е. пророки, имеющие высоту созерцания возвещают о Христе, идущем судить землю в двух пришествиях Своих.
28. Гедеон просил у Ангела знамение (Суд. 6, 37—40) и дано ему — в одну ночь на мех пала роса, а вокруг сухо, во вторую — мех был сухой, а роса — по всей земле. Мех является прообразом пришествия Спасителя первого и второго.
29. После сошествия Духа Иисус был возведен в пустыню для искушения, приучая всех не смущаться искушениями, чтобы ты познал, что стала душа твоя сильнее, чтобы пребывал в смирении и не превозносился и чтобы лукавый дух 'познал, что ты оставил его и нечестие, что ты стал тверже духом и познал вверенные тебе дары благодати.
30. Не нашествие искушений, но слабость духа производит страх.
31. Часто при встречах с людьми мы стыдимся и смущаемся, и краснеем, а зная, что Всевидящее Око видит наше сердце, не имеем страха Божия.
32. Благоговейный страх Божий внушает нам, что везде присутствует, всеслышит, все видит, нетолько дела и слова, но и все происходящее в сердце, и в глубине души. Ведь перед большим начальником мы ведем себя благочинно, почему же мы смеемся, крадем, гневаемся, зная, что стоим перед Богом.
33. Страх Божий есть принадлежность праведных еще очищаемых (со средней мерой любви к Богу), а у очищенных совершенная любовь вон изгоняет страх. И о невольных грехах на молитвенном правиле произноси исповедание, чтобы во время исхода не испытывать страха.
34. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.
35. Принимай обиду как благо для себя.
36. Если ты ищешь вечной славы, покоя и радости, то терпи бесчестие, скорби и отвергай временное.
37. Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то иди тесным путем.
38. Плакал Христос и не видели Его смеющимся и апостол Павел плакал три года, и нам говорит, что блаженны плачущий, а не смеющиеся.
39. Не должно быть плача отчаяния, если и Христос прослезился над Лазарем, то в этом обнаруживается природа. Тихие, благопристойные слезы со страхом Божиим выражают не неверие Воскресению, но тяжесть разлуки.
40. Кто имеет добрую .совесть, может постоянно праздновать, ибо это есть проявление радости о Духе Святе.
41. Не видите ли, что лучше детей добрых немного, чем много дурных—в Царстве немногие поэтому, а в геенне многие.
42. Будет ли воин в воинском стане строить богатый дом и покупать земли и наряды, если ему завтра идти на войну— выкопал яму и воткнул кол, а строить не нужно и поступай так, пока не 'возвратишься в вышний град, а там Царем уже все устроено.
43. В первые времена наш род находился в состоянии младенчества, в следующие затем времена—в положении юности и теперь — в положении старца в расслаблении сил.
44. Покаяния пути: 1) осуждение своих грехов (Ис. 43, 26), (Пс. 31, 5), 2) неосуждение и прощение других (Мф. 6, 14), 3) молитва пламенная (Лк. 18, 3), 4) милостыня, 5 смирение, смиренномудрие.
45. Не вручил ключи Царства безгрешным Иоанну, Иакову, но Петру, всегда помнящему о пении петуха, чтоб он, вспоминая о своем падении, был всем помощником в покаянии и спасении.
46. Людям дано покаяние в трудах, печалях и скорбях.
47. Мы созданы не для того, чтобы только есть, пить, одеваться, а чтобы избегать порока и держаться добродетели, руководясь Божественным любомудрием.
48. Есть двоякая трапеза: одну готовят руки поваров, другую—уста пророков; одна—произрастания земли, другая—плоды Духа; брашна той трапезы скоропортящиеся, другой — нетленны и насыщают душу для будущей жизни.
49. Иоанн питался травяными акридами и диким медом. Иные во всю Четыредесятницу употребляли только хлеб и воду. оститься и воздерживаться можно и до, и после Причащения. Прзывай к обеду брата и разделяй с ним свои, а вернее не свои, а Господни блага. У блаженных пустынников пища была самая лучшая, не мяса безсловесных, но Слово Божие—«сладчайшее паче меда и сота» (Пс. 18, 11).
50. Кто называет Бога Отцом, тот исповедует усыновление и возвещает оправдание, освящение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа.
51. Цель любомудрия—с мудростию соединить простоту, чтобы по свободной воле мы делали то, что дети делают по природе и любви. В знании дел божеских и человеческих состоит любомудрие.
52. Человек рождается смертным и любомудрие состоит в том, чтобы бояться грехов, а не смерти, сна и успения нашего.
53. Трудно воспитываться в любомудрии тем, которые воспитаны в неге, роскоши, пьянстве, распутстве, невоздержании, не наследовали от предков благочестие.
54. Когда ты раздражаешься, кричишь, бранишь меньшего и он молча переносит брань, то ты бесчинствуешь, а он любомудрствует.
55. Любомудрие в том, чтобы благодарить Бога и в несчастьи—во-первых, ты возвеселил Бога, во-вторых, посрамил диавола, в-третьих, ты показал, что случившееся с тобою — ничто. И не может быть, чтобы человек, благодарящий в несчастьи, страдал. Душа радуется, подобно мученику, получая венец.
56. С каким любомудрием Иосиф говорил виночерпию:
помянеши мя пред фараоном... «яко татьбою украден бых из земли Еврейския. И зде ничто зло сотворих, но ввергоша мя в ров сей» (Быт. 40, 15). Не говорил ни о поступке братьев, не поносил тех, которые обидели его, и, будучи светлее солнца, не оглашал бесстыдство египтянки.
57. Раб бывает свободным, если он освобожден от страстей и живет целомудренно, как Иосиф, который просиял в рабстве своей высшей свободой. Пагубно рабство греху, который подобно тирану заставлял египтянку умолять пленника и раба на посмеяние.
58. Непозволительно жене одеваться в мужское платье, а мужу—в женское. Сказано жене: да покрывает, т. е. должна тщательно закрываться со всех сторон.
59. Украшай лицо свое не жемчугом, но целомудрием и скромностью.
60. Есть два рода скопцов—одни имеют отсеченные члены тела, а другие сами отсекли от себя помыслы разврата и утвердили любомудрие, так что одинаково и скопец и монашествующий не сообщается с женщиной; один по необходимости, а другой по произволению, поэтому награда последним как сосудам в честь (2 Тим. 2, 20—21).
61. О скопцах ради Царствия Небеснаго Господь не дал заповеди, и предоставил произволению каждого. Ангелы не женятся, не посягают, то же благо насаждено и на земле.
62. Иное царь, иное дар царя. Если кто говорит, что он имеет Святаго Духа, а говорит от себя, а не от Евангелия, то не верьте сему.
63. Сам Он приносит Себя, Сам Жертва и Сам Священник. Жертвой был плотию, а священником—Духа, Один и Тот же приносил и был приносим плотию. Сам Он приносил Себя. А жертвенником был Крест вне храма, вне города и стен, ибо приношение за всю землю, за всех люде «со беззаконными вменися». Иудеи молились в храме, а теперь очищена вся земля и молиться можно на всяком месте.
64. Связан Разрешивший Лазаря от уз смерти, предстоит Пилату Имеющий Своим престолом Небо, ожидает суда Судия всей вселенной; люди, судя, сидели, а Бог стоял, молчал, а люди обвиняли Бога: «Аще не бы был Сей злодей, не быхом предали Его тебе» (Ин. 18, 30).
65. Словами «аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаща сия» (Мф. 26, 39). Господь показывает этим Свое человеческое естество; словами же «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» показывает Свое мужество и твердость, научая нас повиноваться Богу, несмотря на противодействие природы.
66. Добровольно Христос предал Себя на страдания. Словом Своим «кого ищите» (Ин. 18, 4) —Он поверг воинов, слуг и Иуду на землю, чтобы вразумить их, но они пребывали в злобе, и, хотя Петр восстал с мечом, но сила и воля Христа удержала стражу и они никого не взяли, а только Того, Кто Сам Себя предал на смерть.
67. Предание говорит, что на лобном месте умер и погребен Адам, и была там написана вина над Сыном Человеческим на кресте на трех языках: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (Ин. 19, 19).
68. Христос «преклонь главу, предаде дух» (Ин. 19, 30), т. е. испустил дыхание. Обыкновенно же бывает сначала испускают дух, а потом наклоняют голову. «Изыде кровь и вода» (Ин. 19, 34) для таинства верных, ибо водою они возрождаются, а Кровию и Плотию питаются.
69. Спаситель страдал в те самые часы, которые Адам провел от вкушения до суда — от шестого часа до девятого. Адам хотел обожения и Господь делается Богочеловеком, чтобы возвеличить человека.
70. На Кресте Господь ввел разбойника, отверз рай, даровал отечество всему человеческому роду. Благоразумный разбойник становится учителем праведности — Петр отрекается, разбойник исповедует Царя и где—на Кресте.
71. Благодать и разбойнику открыла, что Распятый есть Бог и Царь.
72. До креста разбойники шли одной дорогой, а на кресте их пути разошлись.
73. Как ценится расположение сердца—блудница, целовавшая ноги Спасителю, помилована, а Иуда, облобызав со словами—радуйся, Равви—погиб.
74. Нас веселит творение Божие, красота неба звездного, блага земли, дары моря и спасение наше, ибо Христос одним рогом — крестом победил и возносится рог каждого праведника в елее—в дарах Духа, подобно финиксу, во всем полезному дереву белому, высокому, скрывающему плод до конца.
75. Наша Пасха за ны пожрен бысть Христос на Кресте, а где жертва, там уничтожение грехов, там примирение с Богом.
76. Мария Дева Богородица и Мария Магдалина первые посетили гроб и первыми увидели Воскресение. Пресвятая Богородица, уверившись, ко гробу больше не пошла.
77. Через три дня мать Исаака Сарра увидела сына живым, Иона после трех дней освободился от утробы смертной—через три дня Церковь видит Спасителя нетленным.
78. Мария Дева Богородица и Мария Магдалина первые увидели Воскресение. Затем, Мария Магдалина взяла Ноанну и некую Марию и других женщин и опять пошла ко гробу. Ангел же упрекал Марию Магдалину: «что ищете Живаго с мертвыми» (Лк. 24, 5). Это было время уже «во едину же от суббот» (Лк. 24, 1) — день новый после субботы. Затем Петр пошел ко гробу и только заглянул туда. В третий раз пошла Мария Магдалина и увидела камень, отваленный от гроба и пошла опять к Петру и Иоанну, уверяя их о Воскресении. Ученики пошли ко гробу и поверили тому, что тело Господа взято от гроба. Мария же осталась и заглянула во гроб и увидела двух Ангелов и потом Самого Господа, и сказано ей за неверие: «Не прикасайся Мне» (Ин. 20, 17). Теперь она идет опять к ученикам и говорит, что «взяша Господа моего от гроба», но видела Господа. В четвертый раз Мария Магдалина пошла ко гробу, как описывает евангелист Марк в более позднее время «возсиявшу солнцу» (Мк. 16, 2) с женщинами, которые впервые шли ко гробу, рассуждая: «Кто отвалит нам камень от дверей гроба» (Мк. 16, 3). Но она уже не сомневалась в Воскресении, но сопровождала их.
79. Во гробе лежали пелены, и когда фарисеи распустили слух, что ученики украли тело Иисусово, то, значит, они уносили нагое тело и занимались долго раздеванием, потому что смирна прилипает к телу и одежде, как клейкое вещество.
80. Господь обещал Воскресение—воскрешал при жизни—и Сам воскрес и 40 дней являл Себя ученикам и беседовал с ними.
81. Как до Воскресения нужны были многие чудеса для того, чтобы уверовали, что Христос Сын Божий, так и после, что Он воскрес.
82. Господь, когда дал иудеям хлеб — сотворил чудо и напитал их, то и пророком называли Его и Царем хотели поставить, а когда возвещал о Воскресении, о пище духовной, о Божестве Своем, то они роптали и говорили, что Он сын тектонов.
83. По слову Владыки Лазарь, будучи четверодневным трупом, вокрес и стоял ликующий среди живых в погребальном уборе.
84. Князь мира сего осужден Воскресением Христовым. Жена радуется, когда рождается человек—этим Христос говорит о Своем Воскресении и о рождении Своем на Царство, о котором беседовал Он 40 дней с учениками.
85. Благодать, как залог Духа, совершающая воскресение, исцеление, изгнание бесов, хранящая Церковь, где поставляются священнослужители, где крещение, покаяние, причащение, утверждает во всеобщем Воскресении и обновлении.
86. Неясность пророчества есть как бы покрывало: «Разорите Церковь сию и тремя деньми воздвигну Ю» — это о Воскресении Христовом. (Ин. 2, 19).
87. Какое уверение в воскресении тела — мученику Роману (18 ноября) отрезали язык, а Бог дал ему силу говорить без языка благозвучно и это тогда, когда море идолопоклонства ревело богохульством против корабля благочестия, морские разбойники окружают корабль, волки осаждают стадо, воры подкапывают чертог, блудные песни оглушают невесту, змей разрушает стену рая, камень Церкви колеблется.
88. «В Воскресении бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангелы Божии на небеси суть» (Мф. 22, 30). Состояние это утверждается благодатью, как и в раю жили девственною жизнью.
89. У Адама и каждого человека смерть двоякая—души, когда благодать за грех оставляет душу, и тела, когда душа разлучается с телом, а у Христа смерть одна и то не за грех, а по любви к нам, ибо Он не имел греха и не подлежал смерти. Поэтому Он и воскрес только от одной смерти.
90. Тело—творение Божие, а тление и смерть введены грехом, если благодать упразднит тление и смерть, то даруется нам тело небесное, вечное.
91. «Пленил если плен» (Пс. 67, 19) — порабощенных греху Господь воссоздал благодатью, дал залог бессмертия.
92. Господь после Воскресения сказал: «Приимите Дух-Свят», обновляя падшее естество человека.
93. Сила Духа стала проявляться в бренном теле: бренный голос и язык исцеляет, повелевает бесами, даже тени бренных тел являли силу—«во имя Иисуса Христа Назорея" востани и ходи» (Деян. 3, 6).
94. Итак, когда Господь говорит, что пошлю вам Святаго Духа, то это значит, дар Духа — посылает дар, а Дух не посылается, как и сказано: «Седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49). Иное сила, которая дается, и иное Дух, который дает. Бог излил Духа Своего (Иоиль. 2, 28), не отделяя Его от Себя и Сам не разделяясь с Ним, т. е. дар Святаго Духа. Божество же не изливается, но дар Святаго Духа — «излияся благодать во устах Твоих» (Пс. 44, 3) —изливается благодать, а не дарующий благодать.
95. В 325 году более 300 отцов 1 Никейского Собора поставили Пасху совершать отдельно от иудеев. «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5, 7) и «елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете» (1 Кор. 11, 26), т. е. Пасху—приобщение в таинстве Евхаристии смерть Господню возвещаем и совершаем Пасху, значит мы всегда можем совершать Пасху.
96. Моисей был из колена Левиина и имел сыновей Гирсама и Елиезера. У Моисея был брат Аарон, у которого сын Елиазар, от которого родился Финес ревнитель. От дней Иисуса Навина до священника Ездры не совершалось Пасхи за нечестие иудеев.
97. В миротворении говорится — «и бысть вечер, и бысть утро—день един» (Быт. 1, 5). День же Господень начинается с седьмого часа ночи и продолжается до шестого часа следующей ночи (это время после полуночи начинается ранним рассветом на востоке—6 ч.+ 6 ч. ==12 ч., полночь и время после полуночи—рассвет.
98. Пасху должно праздновать всегда после весеннего равноденствия, ибо Спаситель пострадал после равноденствия за восемь дней календ, апрельских в пятницу, которая приходилась .в четырнадцатый день луны. Совпало: равноденствие, 14-й день и пятница, суббота, день Господень. Равноденствие есть начало первого временя — при творении день и ночь были равны. В шестой день Бог сотворил человека после равноденствия (в силу движения). Полная же луна была сотворена после равноденствия в четвертый день, Господь возводит к обновлению и воскресению вместе и равноденствие и четырнадцатый день после равноденствия и шестой день. Время творения избирается временем обновления, именно: равноденствие, полная луна в четвертый день создания человека. И когда наступило время определенное, Господь предал Себя для страдания, взывая: «Отче, прииде час» (Ин. 17, 1) —седмица страданий точно совпала с первой седмицей творения—здесь глава времени (тьма во время страдания не могла быть прохождением луны между солнцем и землей).
99. Заповедано: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19) —ежегодно совершать Пасху, следовавшей после равноденствия, отыскивая четырнадцатый день после него и отсюда отсчитывая пятницу, субботу и день Господень.
100. Если случится четырнадцатый день луны прежде равноденствия, мы оставляет его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия и тогда случается вставочный месяц.
Если четырнадцатый день луны встречается .с днем Господним, то мы берем следующий день Господень в воспоминание того, что четырнадцатый день есть день страданий, совпавший с пятницей на Голгофе.
При Иоанне Златоусте за два дня до равноденствия падал четырнадцатый день луны то этот месяц остановили и остановились на следующем после равноденствия. Но этот четырнадцатый день сходится с двадцать шестым днем седьмого месяца и совпадает с днем Господним, то праздник Пасхи перенесли на следующий день Господень на второе число восьмого месяца.